Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Образование и просвещение в начале XX в.

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Культура начала XX в. / Образование и просвещение в начале XX в.
Образование и просвещение в начале XX в.

Формы внешкольного просвещения

Жизнь настойчиво призывала радикального приближения народного образования к новейшим условиям. Несмотря на то с окончания 90-х гг. увеличивалась сеть коммерческих училищ, базу образования продолжали быть духовно-приходские школы и традиционные гимназии.

Испуганное увеличением студенческого движения, царское руководство всеми способами мешало развитию народного просвещения, и претворению в жизнь идеи всеобщего образования, разработке новейших школьных проектов. 27 января 1905 г. в печатном издании «Русь» была издана «Записка о нуждах просвещения», подписанная 342 учеными, в том числе и реальными членами Императорской Академии наук. Но это не возымело должного эффекта. Руководство страны никак не отозвалось на обращение деятелей образования и науки.

Замечание 1

Важную роль в просвещении народа играли различные формы внешкольного образования. Кроме воскресных школ, появились новые формы учебных и культурно-просветительских учреждений для взрослых: курсы для рабочих, народные университеты, образовательные рабочие общества и тому подобное.

Благодаря деятельности земств открылось много библиотек. Главной же считалась Императорская публичная библиотека. Большие книжные собрания имелись в Академии наук, в Румянцевском музее Москвы, в здании известного «Дома Пашкова»

Отставания России от западных стран в сфере массового образования

Но все же накануне Первой мировой войны большинство населения страны была неграмотной: уровень грамотных составлял 31% населения страны. Сохранялась разница в распространении грамотности среди городского и сельского населения; уровень образования среди некоторых нерусских народов (эстонцы, латыши, поляки, евреи и др.) был выше, чем собственно российского и тому подобное.

В России учащиеся составляли 3% населения, тогда как в странах всеобщего обязательного среднего образования – около 10%.

С конца 90-х годов XIX в. и до 1914 г. численность учащихся в начальных и средних школах России выросла более чем два с половиной раза. На 1914 год их насчитывалось 9656 тыс. (59 учеников на тысячу человек).

К сравнению:

  • в Великобритании – соответственно 6329 тыс. (152 ученика на тысячу человек),
  • в Германии – 11 326 тыс. (175 учащихся на тысячу человек, данные за 1912 г.),
  • Во Франции 5800 тыс. (148 учеников на тысячу человек, данные за 1912 г.),
  • в США – 21 100 тыс. (213 учащихся на тысячу человек).
Замечание 2

Если в Западной Европе уже в последней четверти XIX в. была достигнута полная грамотность населения, то в России только в 1906 году в Государственную думу был внесен законопроект «О введении всеобщего начального обучения», который так и не стал законом.

Система образования Российской империи

В начале XX в. система низшего образования включала земские (3–4 года обучения за счет земств) и церковно-приходские школы (2–4 года обучения за счет государственной казны). Среднее образование давали гимназии (для мальчиков – 8 классов, для девочек – 7). Гимназии назывались классическими, так как в них преподавались «классические» (древние) языки: греческий и латинский.

Учащиеся гимназий могли после окончания поступать в университеты.

В реальных училищах большее внимание уделялось математике, физике и другим техническим предметам. Выпускники этих учебных заведений поступали, как правило, в высшие технические учебные заведения.

Девушки обычно не учились в реальных училищах, им было доступно гимназическое образование. По окончании 7-го класса они, если хотели продолжить образование, поступали в 8-й, специализированный, класс, готовивший домашних учительниц.

К средним учебным заведениям относились коммерческие училища, в которых изучали счетоводство, бухгалтерию и другие предметы, дающие возможность после окончания определиться на хорошую работу в торговлю, промышленность или поступить в высшие коммерческие институты.

Замечание 3

Университетское образование сохраняло значение наиболее фундаментальной формы высшего образования.

Были основаны новые университеты – 1909 гг. в Саратове и 1916 – в Перми. Открыли несколько высших педагогических заведений. Возникали частные учебные заведения (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта и т.д.).

К 1917 г. высшее образование в Российской империи можно было получить в 12 университетах, 54 государственных лицеях, академиях, институтах, училищах и 59 частных институтах, училищах, на курсах и т.п.