Поиск новых творческих новаций в обеих столицах
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный общедоступный театр (1898). В состав театральной труппы входили известные на то время актеры: А.Д. Дикий В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, И.М. Москвин, М.П. Лилина, А.Л. Вишневский, С.В. Гиацинтова, О.Л. Книппер-Чехова, и другие. На сцене чаще всего играли пьесы А. Чехова и М. Горького.
В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский – основатель психологической актёрской школы – будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения.
Театр был открыт для всех слоев общества, и поэтому был восторженно воспринят демократической общественностью. И наоборот – консервативные круги в штыки восприняли подобный «либерализм».
В столице возник театра В.Ф. Комиссаржевской, в котором также игрались постановки Чехова и Горького, но и Ибсена, Блока, Метерлинка. Этот театр тоже носил «либеральный характер», ориентированный на демократическую общественность, с целью обратить внимание на недостатки действительности.
Через несколько лет В. Комиссаржевская распустила труппу и хотела превратить театр на школу-студию. Ее планы не реализовались: в 1910 г., на гастролях в Ташкенте, она умерла от черной оспы.
Александр Таиров (1885-1950) с группой молодых актеров создал в 1914 г. в Москве Камерный театр, который, в отличие от реалистичных постановок других театров, был «театром эмоционально насыщенных форм». Репертуар составляли романтические и трагические пьесы, героев которых переполняли сильные чувства и эмоции.
Почти в это же время в Москве возникает театр, который основал Е.Б. Вахтангов (ученик К.С. Станиславского) – 1-я студия МХТ. Здесь играли К. Гоции, М. Метерлинка.
Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности.
Музыкальный театр расцвел в двух самых известных театрах: Мариинском в Петербурге и Большим в Москве. Последний возглавляли С.В. Рахманинов и Э. Ф. Направник. Стала популярна частная опера С.И. Зимина и С.И. Мамонтова. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок.
Всемирное признание русский театр получил благодаря «Русским сезонам» С.П. Дягилева, который со своей труппой известных певцов и балерин (Шаляпин, Павлова, Собинов, Кшесинская и т.д.) гастролировал по Европе.
«Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908–1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку и др.
Распространение театров в Российской империи
К рубежу XX в. театральная сеть Российской империи достигла количественных размеров и пространственной широты, соответствовавших общественной потребности. И потому новый век, столь ускоривший развитие многих других направлений русской культуры, в области театрального дела не привел к каким-либо существенным изменениям.
Театральными столицами России на протяжении всего рассматриваемого времени оставались Петербург и Москва (в 1904 г в северной столице функционировало 22 театра, в первопрестольной 15).
Крупнейшими театральными центрами провинции были:
- Варшава,
- Одесса,
- Киев,
- Тифлис,
- Харьков,
- Рига.
Однако собственные театральные традиции существовали в десятках других российских городов. Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Саратов, Ростов, Пенза и т.д. – мы можем без труда продолжить перечисление, увеличив этот список в два или три раза.
В общей сложности, к 1910 г. постоянные театры работали в 200 городах Российской империи (в 177 без Царства Польского). Сеть временных театров в свою очередь заключала 184 города. Две эти составляющие российского театрального дела частично совпадали. И общее число российских центров с более-менее устойчивой театральной жизнью достигало 300. Но не будем забывать о множестве клубных сцен, на которых ставились любительские спектакли или могли работать полупрофессиональные коллективы. Такие сцены имелись в 478 центрах. С их учетом едва ли мы ошибемся предположив, что театральная жизнь в тех или иных формах (включая любительские) присутствовала в половине из 1200 имперских городов.
Впрочем, существовали губернии, в которых не было не только постоянных или временных театров, но и практически отсутствовали клубные сцены (к примеру Якутия н Карс, где имелось всего по одной клубной сцене, Эриванская, Бакинская, Семиреченская губернии – по 2 сцены). Закавказье, Казахстан и Средняя Азия, Восточная Сибирь имели наименьшее число городских центров с постоянной театральной жизнью.
География отдельных форм сценического искусства различались весьма существенным образом. Наиболее широкое распространение получил драматический театр. Его жизнедеятельный ареал, по сути, совмещался с театральной системой России, Иное дело балет или опера, которые тяготели к столицам и крупнейшим городам.
Причем свое развитие в провинции эти формы получили с большей задержкой, нежели драма. Если театральные постановки осуществлялись уже в десятках центров, то балеты и оперы по-прежнему ставились только на столичных сценах. В этом отношении драма оказалась более демократическим искусством, рассчитанным на достаточно широкую социальную аудиторию. Более «искусственные» балет и опера, требовавшие специальной культурной «подготовки» зрительской массы, не могли столь легко привиться в провинции.