Характерные черты культуры Московского государства
В основе формирования культуры Московского государства лежали православие и самодержавие. Характерной чертой культуры было органическое единство культуры-веры. Это значит, что, во-первых, в основе русской культуры полностью лежали православные традиции, а во-вторых, ее развитие было единым как в духовном, так и социально-бытовом выражении.
У всех социальных слоев сходными были одежда, жилые постройки, утварь, обычаи, традиции, музыка и др. Имеющиеся различия были не по существу, а по качеству и внешней форме. У каменных палат Московского кремля XVI века, например, в основании такая же планировка, что и у крестьянской пятистенной избы и то же назначение помещений. Различие состояло в том, что палаты были каменные, больших размеров и богато украшенные, изба деревянная и без декора.
После петровских реформ материальная и духовная культура дворянства и крестьянства серьезно различались – эти социальные слои русского общества говорили уже на разных языках.
Из всех элементов культуры Московского государства самыми развитыми были пластические формы:
- живопись,
- прикладное искусство,
- зодчество.
Период Средневековья завершает развитие русской культуры XVII века, начинается противоречивый и длительный переход к Новому времени.
В русскую культуру проникают идеи и формы европейской культуры.
Из-за идейных споров Православная церковь раскололась, церковное искусство уже больше стремилось к описательности и декоративности, утрачивало тягу к глубине и постижению сущности. Бывшее священным занятием художественное творчество превратилось в ремесло. Связи, которые соединяли искусство с другими сферами культуры, ослабевают, что значит, единство культуры-веры терялось.
Острым в XVII веке становится вопрос формирования современной системы образования. По образцу Киево-Могилянской академии в 1687 г. открывается первое российское учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.
Церковная реформа, проведенная Никоном в 60-е годы XVII века, стала вершиной кризиса средневековой идеологии. Реформа устраняла различия в богослужебной практике Русской православной церкви и вводила единообразие церковной службы.
Результатом реформы стали огромные социокультурные последствия – русское общество раскололось на приверженцев старых обрядов (старообрядцы) и приверженцев новых обрядов. Итогом религиозного раскола стал раскол внутри русского народа.
На повестке стоял вопрос – учитывать западные тенденции и технические достижения в модернизации страны или не учитывать. Баланс духовной и светской власти, существовавший в Московском государстве, был нарушен с избранием митрополита Никона патриархом, который стремился установить подобие папской власти.
В результате в Московском государстве на какое-то время образовалось двоевластие. Однако царь Алексей Михайлович одержал верх и все тенденции им подготовленные развивались уже при Петре Великом.
Дифференциация русской культуры намечается в конце XVII века - параллельно существую культура, тяготеющая к идеалам прошлого и культура, стремившаяся к модернизации и реформам.
Развитие русской литературы в XIV-XVII веках
В XVII веке происходит процесс освобождения русской культуры от влияния церкви, что становится главной ее особенностью. Охватив все сферы жизни, обмирщение способствует появлению новых жанров литературы, живописи, архитектурных стилей. Развивающиеся международные связи способствуют преодолению национальной замкнутости русской культуры.
Одним из распространенных видов жанров в литературе становится воинская повесть. В основе произведений лежали конкретные факты истории, а персонажами были конкретные исторические лица.
«Сказание о разорении Рязани Батыем» является примером выдающегося литературного памятника XIV века. Повесть рассказывает о трагической судьбе княжеской семьи, о разорении города. Герой повести - дружинник Евпатий Коловрат, наводивший ужас на врага.
К другим памятникам литературы этого периода относятся «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче» Второе название этой поэмы «Задонщина».
О поездке князя Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь повествует «Сказание о побоище на Дону». Битва описывается автором в подробных деталях, гибель Мамая в Кафе, о появлении Тохтамыша в Орде, о возвращении русских домой.
К XIV веку относятся «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского».
В XV веке итогом путешествия по Кавказу стала книга «Хождение за три моря», автором которой был тверской купец Афанасий Никитин.
В XVI веке с благословения митрополита Макария создаются знаменитые Четьи Минеи. Это были книги, предназначенные для чтения.
«Минеи» – сборники, где по месяцам и дням распределялись все произведения, и читать их надо было в указанные даты. Четьи Минеи представляли собой церковно-литературную энциклопедию русского средневекового общества.
В этом же веке появился «Домострой», где рассказывалось о ведении домашнего хозяйства, о воспитании детей, об исполнении религиозных норм и обрядов. Главная его идея заключалась в подчинении царской власти в государстве, а в семье – подчинение ее главе.
Своего расцвета в XIV-XVI веках достигает героический былинный эпос, образами и темами которого становятся И. Грозный, Марфа Посадница, Ермак, взятие Казани, освоение Сибири.
Что касается устного народного творчества – былин, пословиц, песен, заговоров, то они начинают записываться только в XVII веке.
В это же время появились новые формы исторического повествования – сказания, мемуары, повести. Идет утверждение барокко – это было новым стилистическим направлением.
В русской словесности возникает драматургия и поэзия, которые были новыми литературными жанрами. Для придворного царского театра Симеон Полоцкий написал стихотворную пьесу «О Навуходоносоре царе» и комедию «Притчи о блудном сыне».
Если говорить о литературном жанре демократической сатиры, то появились пародии «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», которые обличали пороки духовенства и посадских людей.
Архитектура Московского государства
В Московском государстве каменное строительство возобновилось в XIII веке. Строительство, развернувшееся в Москве, притягивало из других стран и городов лучших специалистов.
Из Италии в конце XV века была завезена технология изготовления кирпича – на то время это был новый строительный материал. Аристотель Фиораванти – зодчий из Италии, построил на Руси первый кирпичный завод, и он же возводил Успенский собор в Кремле.
Русские мастера складывали под руководством итальянцев башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого.
Грановитая палата Кремля была построена Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари. Она была выложенная снаружи гранеными камнями, за что и получила свое название. Главное предназначение Грановитой палаты – торжественные приемы и праздники.
В XVI веке в русской архитектуре появляется шатровый стиль, который стал итогом объединения каменного храмового зодчества и традиций русского деревянного зодчества. Памятником шатрового стиля является храм Вознесения, воздвигнутый в 1532 г в селе Коломенском. Храм был построен в честь рождения Иоана, будущего царя Ивана Грозного.
Рисунок 1. Храмовая архитектура. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вершиной русского зодчества стал Покровский собор (собор Василия Блаженного), возведенный на Красной площади в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани. Храм возводили русские мастера – Барма и Постник. Огромный центральный шатер храма объединил восемь отдельных несимметричных разновеликих столпообразных храмов, так же, как и Москва объединяла вокруг себя русские земли – такова была идея храма.
В Нижнем Новгороде, Смоленске, Суздале сохранились постройки XV-XVI века – Соловецкий и Кирилла-Белозерский монастыри.
В конце XVII века повсеместно распространяется новый стиль. В первой четверти века шла реконструкция Московского Кремля – на Спасской башне был надстроен еще один ярус с узорами и статуями.
На территории самого Кремля архитектор Бажен Огурцов в 1635-1636 гг. сооружает светское здание – Теремной дворец.
Возведение шатровых храмов было запрещено Никоном во второй половине 50-х годов, вместо них утверждалось традиционное пятиглавие – в этом стиле возведены Патриаршие палаты в Кремле, царская усадьба в Измайлово, Вознесенский, Новоиерусалимский и Иверско-Валлийский монастыри.
Во второй половине XVII века величественные храмы строились в Нижнем Новгороде, Ярославле, Вологде, Угличе, Костроме, Устюге и др.
В конце XVII века в Москве появились такие общественные здания как Печатный и Монетный дворы, здание Приказов, Сретенские ворота Земляного города (Сухарева башня).
Купцы и дворяне свои каменные жилые дома начали богато украшать.
В конце XVII века появляется новый стиль – «московское барокко», отличительной особенностью которого является многоярусность и многоцветность украшений.