Официальной датой Крещения Руси принято считать 28 июля 988 года, когда киевский князь Владимир принял таинство Христово в городе Херсонесе Таврическом (Корсунь). Но этот процесс происходил гораздо дольше, нежели один день. Процесс Крещения Руси начался задолго до официальной даты и ею не закончился, растянувшись на несколько десятилетий.
Начало Христианской Руси
Крещение Руси Владимир в 988 году – это уже заключительная часть огромного многовекового взаимодействия Древнерусского государства с христианской культурой и религией. Событие, которое венчало труды многих поколений людей.
Согласно преданиям первое проникновение христианства на Русь произошло в I веке нашей эры, когда апостол Андрей побывал на месте будущего Киева и в Новгороде. Насколько достоверным было это событие, установить достаточно сложно.
Далее наступила фаза проникновения христианства через отдельно взятых людей. С развитием государственности, торговых и военных сношений Древней Руси с Византией, славяне начали знакомиться с христианским вероучением. В стране стали появляться отдельные христиане и общины.
Во второй половине 9 века Кириллом и Мефодием создается славянская азбука и на ее основе начинаются переводы церковных текстов на славянский язык. Появление понятного и доступного изложения дает возможность для распространение христианской религии в стране.
В 10 веке христианство уже достаточно распространённое и заметное явление на берегах Днепра. Задолго до Владимира Крестителя были крещены следующие предводители славяно-русов:
- князья Аскольд и Дир – крещение состоялось примерно во второй половине 9 века после похода на Царьград. Очевидно, что Византийские императоры старались через это крещение уменьшить военную угрозу с севера;
- княгиня Ольга – первая из русских правителей принявшая Христианство. Причины ее крещения до сих пор не установлены. Хотя в Киеве при Ольге существовала церковь Святого Ильи, а в дружине ее мужа князя Игоря были христиане.
Обыкновенные люди терпимо относились к проявлениям христианства на своей территории. Возможно это связано с языческими представлениями о божествах, что необходимо проявлять терпение и уважение к богам других народов, дабы не навлечь их гнев. Возможно, христиане не играли значимой роли в жизни обществ того времени и их не рассматривали как угрозу.
Славяно-русы настолько не чуждались христианства, что не считали чем-то сверхъестественным и чуждым принимать в свои семьи христиан. Пример такому терпимому отношению показывала Великокняжеская семья. Святослав Игоревич выбрал в жены своему первенцу, Ярополку, греческую монахиню, ну а в женах младшего, Владимира, и без родительской воли значатся девушки христианских народов.
Принятие христианства Владимиром
Итак, в 978 году киевский стол узурпирован младшим Святославичем – Владимиром. Именно ему, грешнику и язычнику, предстояло сделать выбор веры, выбор, который определил дальнейшую судьбу его потомков. Выбор веры всегда обусловлен двумя видами причин:
- внутренние – это общее состояние человека на момент принятие решения, его воспитание и его взгляды на жизнь;
- внешние – это обстоятельства и события, происходящие вокруг человека, выбирающего веру.
Внутренние причины
Первой причиной, которую стоит упомянуть при рассмотрении этого вопроса – воспитание. Владимир вырос в очень сложных условиях. Скорее всего по матери – раб, человек низшего уровня. Будучи ребенком больше находился при своей царственной Бабке – Святой Равноапостольной княгине Ольге, которая воспитывала в духе христианства. Но затем будущий Креститель Руси был отправлен отцом в Новгород, в котором находился под влиянием языческой дружины.
Взойдя на Российский престол, Владимир, стал оказывать гонения на христиан, стараясь заручиться поддержкой дружины и общества и продолжать приносить человеческие жертвы. Для этого возле княжеского дворца было возведено капище богов. С обрядом жертвоприношения связан исторический эпизод убийства христианских отца и сына. Стойкость двух христиан их мученическая смерть произвели на князя очень сильное впечатление. На месте убийства мучеников в Киеве, Владимир I, впоследствии возвел Десятинную церковь.
Придерживаться родительского вероисповедания очень сложно, большинство соседей приняли христианство. Вопрос веры становиться проблемой для межгосударственного общения. При таком количестве и разнообразии божеств оказывается невозможно держать в подчинении и управлять огромной страной, требуется монотеистическая религия понятная всем и освящающая власть князя. Это пример показывает, что во Владимире шла внутренняя борьба, между языческим и христианским мировоззрением, князь был морально готов к принятию новой веры.
Внешние причины
Общая внешнеполитическая обстановка к принятию христианства была достаточно благоприятной. В период 986-988 годов Власть законного императора Византии оказалась под ударами взбунтовавшегося Вардара Фоки. Владимир решается сделать последний шаг он присылает войска, соглашается на крещение и требует в жены принцессу Анну. Таким образом в обмен на военную силу, чего у Владимира было в достатке, он решает две важные задачи: вступает в династический брак с самой могущественной державой мира, и его страна получает религию, которую исповедует большинство европейских стран. Задача Владимира по выводу и укреплению страны на мировой арене будет выполнена.
Однако, Базилевс нарушает слово. Владимир требует исполнения договора, собирает армию и входит в Тавриду, где осаждает центр византийской провинции – город Херсонес (Корсунь) Император Василий под угрозой потери владений вынужден смириться и прислать в Херсонес послов и священников для проведения обряда Крещения и Венчания.
15 (28) июля 988 года в Корсуни совершается обряд Крещения Киевского князя Владимира. Россия официально становится христианской державой, хотя дорога по утверждению новой религии будет долгой и сложной.
Рисунок 1. Крещение Киевского князя Владимира. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ