Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Крещение Руси

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Крещение Руси

О том, как происходило Крещение Киевской Руси существует множество мнений, преданий и легенд. По прошествии тысячи лет со дня этого знакового мероприятия остается только внимательно читать и сопоставлять исторические факты, чтобы понять сам ход событий.

Предыстория

В настоящее время существует две основные версии начала Крещения Руси:

  • Каноническая – Будущий Креститель Руси, Святой Равноапостольный князь Владимир, крестился в византийском городе Херсонесе Таврическом (или Корсуне на славянский манер) в 988 году, где и принял первые уроки веры.
  • Киевская – Крещение князя произошло в 987 году в городе Василев, рядом с Киевом. Некоторые ученые считают, что в этой версии происходит перекличка с церковным именем Князя – в крещении Владимир получил имя Василий.

Крещение Владимира

В 987 году Византию сотрясал очередной внутриполитический конфликт. Фактически шла гражданская война, взбунтовался военачальник Вардар Фока. Устои империи оказались под ударом. Законный император Василий II Болгаробойца запросил военной помощи у Владимира. Помощь была оказана, мятеж подавлен. За оказанную поддержку Владимир потребовал отдать ему в жены сестру Василия Анну и выполнить обряд крещения. Испытывая трудности, Василий согласился, но после подавления бунта выполнять обещания не стремился. Владимир, понимая, что Византийский Басилевс не будет исполнять договор, решил силой принудить выполнить обещанное. В 988 году Киевский князь осадил Херсонес Таврический. Басилевс сдался. В Корсунь приехала Анна и церковные иерархи.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Собственное крещение князя и его дружины состоялось 15 (28) июля 988 года. На месте таинства князь выстроил церковь. Сейчас на этом месте находится великолепный Владимирский Собор, а остатки древней церкви заключены внутри этого храма.

Сейчас существует множество версий о том, что в 988 году ничего этого не было, так как в греческих источниках не сохранилось никаких сведений. Ответ прост. Византийцы не считали это событие чем-то особенным, по их мнению, Русь крестилась раньше при Аскольде и Ольге. Ещё стоит учесть тот факт, что Владимирову Крещению предшествует некрасивый факт невыполнения союзнических обязательством, а вспоминать об этом греки не хотели.

Крещение Киева

Владимир прибывает в свою столицу. Начинается второй этап Крещения. К новой вере приводят жителей столицы. Но для начала Владимир выполняет несколько действий в своей семье. Он отпускает всех своих наложниц и крестит своих детей.

Следующим шагом Владимира было уничтожение языческого капища перед дворцом. Процедура разрушения была довольно унизительной. Деревянные изваяния славянских божеств свалили на землю и осквернили. Больше всех досталось Перуну. Его изваяние привязали к лошади, протянули через весь город и выкинули в Днепр.

Уничтожение идолов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Уничтожение идолов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Казалось бы, зачем такие символические действия? Уничтожая идолов Владимир провел психологическое воздействие на горожан. Он стремился показать бесперспективность старых богов. Разве они могут защищать их, жителей Киева, если не могут защитить себя от надругательства, а главный зачинщик позора, князь, останется безнаказанным?

Последним шагом Владимира по Крещению жителей Киева было общее крещение горожан. Для этой цели был выбран приток Днепра – река Почайна. Возле небольшой горы, которая сейчас называется Владимирская горка, все и произошло. Утром были отсужены церковные службы, люди вошли в воду, священнослужители начали обряд крещения. Практически никто не понимал смысла действия, но ослушаться воли князя не смел. К тому же несогласных с крещением было решено изгнать из общины и города, а в тех условиях это было равносильно смерти.

Крещение Руси

После Крещения столицы началось распространение христианской религии по стране. В некоторых источниках, в контексте Крещения, упоминается термин «огнем и мечом», говорится о девяти миллионах погибших, не желавших принимать крещение. Где правда и где ложь?

Естественно процесс принятия нового и отказ от старого не везде вызывал восторг. Принятие нового означает потерю старого положения, влияния, доходов и привилегий. Естественно, что в условиях огромной страны и разнообразного количества племен и народов решить вопрос без усилий невозможно. Однако, данные археологии не подтверждают сведения об упомянутом количестве погибших. Археологи не смогли нигде найти подтверждения такому количеству убитых.

Процесс христианизации шел двумя путями:

  • в форме прямого силового государственного принуждения – как например в Новгороде и Пскове. В Новгород был послан воевода Добрыня, родной дядька князя Владимира, который провел в 990 году обряд Крещения по Киевскому сценарию. В 1000 году в Пскове появляется и крестит жителей Пскова Торвальд Кодранссон, который получил от Императора Василия специальную грамоту;
  • в форме миссионерской деятельности – в этом направлении первым принял участие сам князь Владимир, который совершил две поездки в Суздаль и Ростов. Затем распространение христианства на Руси было получено церковным предстоятелям, для которых были учреждены епископские кафедры.
Замечание 2

Несмотря на тысячелетнюю историю Христианства в стране, до сих пор идут споры о том, когда завершился процесс Крещения населения. Одни ученые указывают 12 век, другие называют 16 век.

Для укрепления позиций христианства, церковь пошла на определённое «вписывание» языческих обрядов в систему культурных ценностей Православной религии. Произошло своеобразное наслоение христианского мировоззрения на языческие культы, и обычаи.

Еще раз говоря о насильственном крещении страны, стоит отметить, что в 20 веке стали находить большое количество берестяных грамот. По времени происхождения эти документы относятся к моменту крещения. О цензуре переписке в те времена еще не знали. Так вот, в этих документах о старославянских богах нет ни одного упоминания, ни одного. Совсем. Это свидетельствует о том, что общество спокойно пережило отказ от старого пантеона и приняло нового бога.

comments powered by HyperComments