Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Врачевание Киевской Руси

Содержание статьи

История развития медицины в X-XII веках

В Древней Руси большое развитие получила народная медицина. Обычно народных врачевателей называли «лечцами». Они получали знания, которые передавались в их семье из поколения в поколение, поэтому обычно складывались целые династии, а профессия была закрытой, так как специальных образовательных учреждений не было. Некоторые сведения о «лечцах» мы находим в «Русской Правде», древнейшем законодательном кодексе Руси. Статьи содержат установления, что за нанесение раны виновный платил в государственную казну и пострадавшему «лечебное же за рану», а за лечение полагалась «лечцю мъзда». Узаконил положение врача в обществе «Устав великого князя Владимира Святославовича», где врач был отнесен к категории, подлежащей церковному суду.

Замечание 1

Представления о причинах заболеваний были специфические. Полагали, что они возникали от высших сил, плохого расположения звезд, гнева богов, изменений климата. Методы излечения были разнообразные. Лекари проводили трепанацию черепа, кровопускание, лечение водой, ампутацию.

Позже опыт народной медицины был воспринят профессиональными медиками. Они пользовались огромной популярностью в X в. В крупнейших русских центрах – Киеве, Новгороде, Чернигове – при княжеских дворах работали профессиональные врачи. Сохранилось свидетельство, что князь Владимир (986-1015 гг.) послал своего врача Ивана Смера в другие страны. Он писал князю письма, где рассказывал, что прошел через Дунай, Паннонию, Сербию, Мисию, Византию, Антиохию, Александрию, Иерусалим. Служили на Руси не только славяне: в XII в. при дворе черниговского князя находился араб Петр Сирианин.

Из летописей мы узнаем некоторые болезни князей: Всеслав Полоцкий страдал от язвы на голове, а у Владимира Галицкого был «удар» от нервного потрясения.

С появлением христианства на Руси начала развиваться и письменность, что способствовало систематизации и записи опыта народной медицины. В этот период были записаны первые лечебники и травники, содержащие сведения о причинах и способах излечения болезней. При монастырях часто создавались библиотеки, где хранились собрания русских, арабских и византийских рукописей. При этом русские переводчики зачастую дополняли иностранные рукописи записями информации из собственного опыта.

Готовые работы на аналогичную тему

Знания по медицине передавались в школах, сформированных при крупных монастырях. До нас не дошли медицинские книги того периода, но сохранились некоторые сведения в других источниках. В «Шестодневе» мы можем найти описания человеческого тела и функций его органов – легких, бронхов, сердца, печени, селезенки. «Изборник Святослава», кроме рассуждений о вере и морали, содержит еще статьи его составителя, монаха Иоанна, о некоторых болезнях, их лечении и профилактике.

Где лечили

Со временем начали появляться больницы при монастырях. Первые монастырские больницы возникли в Переяславле и Киеве. Первые же гражданские больницы на Руси появились в XII-XIV вв. в Новгороде, Смоленске и Львове.

Самой известной монастырская больница была в Киево-Печерской лавре, сведения о которой находятся в Киево-Печерском патерике XII в. Она появилась в XI в. и в ней работали служители лавры. Они считали заботу о больных своим долгом, при этом искусно владея методами лечения. За тяжелобольными монахи ухаживали круглосуточно, помещая их в отдельных помещениях. Здесь же лечили и заразные болезни, кожные и психические заболевания. Известен врач Агапит, который лечил людей безвозмездно и был очень популярен среди населения.

С XII в. монастырские врачи должны были следовать врачебной морали. Необходимыми качествами для врача были самопожертвование, добросердечие, гуманность, внимательность ко всем, чуткость к «одержимым». Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, вследствие чего выполнял самую грязную работу.

Одним из самых популярных мест, где могло проводиться лечение, была баня. Каким образом баня воздействовала на организм человека, врачи не знали, но они понимали, что она помогает от различных заболеваний. В ней не только проводили очевидные гигиенические процедуры, но еще и лечили простудные, кожные и другие болезни. В частности, баня была местом, в котором:

  • вправляли вывихи;
  • проводили кровопускание;
  • делали массаж;
  • принимали роды;
  • лечили ревматизм, «коросту», грыжу, боли в животе.

Такие бани строились при монастырских больницах, усадьбах, личных дворах.

Чем лечили

Лечение проводилось средствами разного происхождения:

  • растительного;
  • животного;
  • минерального.

Чаще всего в использовании были различные растения – полынь, скифская трава, бодяга, крапива, куколица, можжевеловые ягоды, проспурняк, чемерица, подорожник, листья березы и березовый сок, лук печеный, скифский агнец, кора ясеня, листья липы, а также закваска теста. Новгородцы применяли печень трески, народы Сибири - панты оленя и «кабаргажью струю». Из минералов пользовались хризолитом в измельченном виде при болях в животе, яхонтом для облегчения боли во время родов; опилки из меди принимали внутрь, а порошком из золота припудривали больную кожу головы. В различных целях использовали уксус, медный купорос, селитру, скипидар, поташ, «серный камень».

Кроме того, лечились и минеральными водами, о целебных свойствах которых была известно с давних времен. Ее использовали для укрепления своего здоровья. В народе ее прозвали «нарзан», что означает «богатырь-вода» - это название дошло и до наших дней.

Для хирургических операций использовали ножи, топоры, пилки, долота, а раны прижигали каленым железом, использовали мази, вино, золу, вино. Обычно пациент усыплялся настоем корня мандрагоры, мака или вином. Инструменты перед процедурой прокаливались в огне. Зашивали тонкими волокнами льна либо кишками животных.

Медицина на Киевской Руси активно развивалась, как обогащаясь иностранными традициями лечения, так и привнося свои идеи. Широкого распространения больницы еще не получили, находясь лишь при монастырях. Уже начинает формироваться профессия лекаря, узаконивается его положение, при монастырях создаются школы, что способствует увеличению количества врачей. Монголо-татарское иго не помешало эволюции медицины (хоть и были разрушены некоторые монастырские больницы) поэтому медицина на Руси получила дальнейшее развитие.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис