Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Вече в Киевской Руси

Содержание статьи

Содержание понятия «вече»

Определение 1

Вече – это народное собрание на Руси для обсуждения дел и решения различных вопросов общественной организации.

Происхождение института веча уходит корнями в традиции племенных собраний славян. Такие собрания являлись одной из ранних форм прямой демократии, поскольку в нем могли участвовать все слои населения. С развитием феодализма и разложения военной демократии формируются новые более организованные способы решения вопросов. Народные собрания начали принимать официальный статус.

Впервые летопись упоминает вече в 997 г. в Белгороде Южном, в 1016 г. - в Новгороде и 1068 г. - в Киеве. При этом в источниках можно найти и информацию об аналогичных общих сборищах горожан и под более ранними датами.

Замечание 1

Понятие «вече» на Руси означало не только официальные городские, деревенские и прочие сборища, но и любые многолюдные сходы.

Такими считались рыночные собрания, существовавшие со времен Киевской Руси, когда люди собирались «на торгу», то есть на торговой площади. Функции рыночных собраний в каждом районе были разными – в западных землях они приобретали характер почти официальных городских сборищ, в Киеве использовались для выступлений против политики, проводимой князем, а в Новгороде на рыночном собрании могли оглашать решения веча.

Вечевые собрания приобрели широкую популярность в XI-XII вв. из-за ослабления княжеской власти. До сих пор ученые не пришли к единой точке зрения по поводу роли веча в государственных делах. Существует два мнения:

  • народное собрание на Руси не имело реальной силы, поскольку все решения все равно принимались князем и его двором;
  • другая точка зрения гласит, что вече было высшим правящим органом во всех древнерусских землях, нем принимали участие и руководили его работой представители знати, но они не обладали правом изменять решения веча и подчинять его своей воле.

Готовые работы на аналогичную тему

Также, существует мнение, согласно которому, в Киевской Руси сложилось двоевластие князя и веча, так как основные их полномочия разнились. Князь имел отдельные от веча судебные и законодательные функции, а также мог сам распоряжаться финансовыми и земельными ресурсами, собирать дань.

Таким образом, вечу не всегда удавалось найти компромисс с князем, из-за чего могли происходить восстания. Показателен пример событий 1113 г., когда в Киеве сразу после смерти князя, с политикой которого горожане вынужденно мирились, вспыхнуло восстание. Недовольны были политикой Андрея Боголюбского жители Владимира и Боголюбова, которые после его смерти в 1174 г. учинили грабеж княжеского имущества, чтобы как-то выместить недовольство.

Структура веча

В вече могли принимать участия главы всех свободных семейств города. Однако в силу фактора социальной стратификации роль в народном собрании у представителей разных слоев была разная. Право голосовать имели одни мужчины и только главы семей. Голоса же неженатых сыновей, живших в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся членом собрания.

Собрание созывалось в главном городе княжества, при этом учитывалось мнение и пригородов: представители прилегающих территорий также принимали участие в вече.

Вече собиралось, как только появлялась нужда. О начале объявляли глашатаи либо городской колокол, после чего народ сходился на центральную рыночную площадь, либо на площадь перед княжеским дворцом или кафедральным собором.

Замечание 2

Согласно обычаю, решение должно было быть единогласными, то есть меньшинство подчинялось большинству. Если не было четкого большинства, то спор мог продолжаться часами, нередко переходя в бои.

Обычно председателем на вече был городской глава, иногда его мог заменять митрополит (как в Киеве в 1147 г.) или местный епископ. Князь также мог присутствовать на собраниях, порой он и был инициатором созыва, однако вече могло собираться и по требованию народа в особых случаях.

Вече имело свой голос в решении вопросов престолонаследия, когда оно либо поддерживало, либо отвергало кандидатуру, а в определенных ситуациях могло требовать отречения князя. В целом же, оно сходилось с мнением князя и боярской думы. В городах, где княжеская власть не обладала большой силой, вече избирало голову и других представителей городского управления.

Вече также решало вопросы войны и мира, союзов с иностранными государствами, торговые и земельные вопросы. Несмотря на то, что налоги собирал князь, организационные моменты налогообложения он обязан был обсуждать на вече.

Редко, но оно могло выступать как верховный суд.

Вече в Новгороде

В разных землях роль веча была разной. Особое значение имело вече в Новгородском княжестве.

Структура новгородского веча была разветвленной, так как кроме городского веча там имелись еще собрание концов и улиц, в которых участвовало все свободное население их жителей. В ранний период вече собиралось в Детинце, на площади перед Софийским собором, а затем собрания перемещаются на Торговую сторону в на Ярославовом городище рядом с княжеским дворцом. При этом известны случаи противоборства партий, когда вече могло проходить одновременно на Софийской и Торговой стороне.

На собраниях решались главнейшие вопросы внешней и внутренней политики Новгорода, среди которых:

  • приглашение или изгнание князей;
  • вопросы войны и мира;
  • вопросы законодательства;
  • суд государственных преступников;
  • земельные вопросы;
  • выборы должностных лиц.

Со временем вече все больше начало подчиняться воли знати, хотя до XI в. бояре ее считались с мнением народа. С началом удельного периода в XII-XIII вв., когда возрастает роль княжеской и боярской власти, роль веча начинает ослабляться. Народные собрания продолжают удерживать свою власть только в Пскове и Новгороде, форма правления которого считалась республикой.

Таким образом, в Киевской Руси укрепляются и окончательно сформировываются вечевые традиции. Собрания приобретают официальный характер и имеют собственную организацию. Вопросы, решаемые на вече, обладают большой значимостью для города. Однако из-за возрастающей роли знати вече теряет свою силу и уступает первенствующую роль власти князя и боярской думы.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис