Содержание понятия «вече»
Вече – это народное собрание на Руси для обсуждения дел и решения различных вопросов общественной организации.
Происхождение института веча уходит корнями в традиции племенных собраний славян. Такие собрания являлись одной из ранних форм прямой демократии, поскольку в нем могли участвовать все слои населения. С развитием феодализма и разложения военной демократии формируются новые более организованные способы решения вопросов. Народные собрания начали принимать официальный статус.
Впервые летопись упоминает вече в 997 г. в Белгороде Южном, в 1016 г. - в Новгороде и 1068 г. - в Киеве. При этом в источниках можно найти и информацию об аналогичных общих сборищах горожан и под более ранними датами.
Понятие «вече» на Руси означало не только официальные городские, деревенские и прочие сборища, но и любые многолюдные сходы.
Такими считались рыночные собрания, существовавшие со времен Киевской Руси, когда люди собирались «на торгу», то есть на торговой площади. Функции рыночных собраний в каждом районе были разными – в западных землях они приобретали характер почти официальных городских сборищ, в Киеве использовались для выступлений против политики, проводимой князем, а в Новгороде на рыночном собрании могли оглашать решения веча.
Вечевые собрания приобрели широкую популярность в XI-XII вв. из-за ослабления княжеской власти. До сих пор ученые не пришли к единой точке зрения по поводу роли веча в государственных делах. Существует два мнения:
- народное собрание на Руси не имело реальной силы, поскольку все решения все равно принимались князем и его двором;
- другая точка зрения гласит, что вече было высшим правящим органом во всех древнерусских землях, нем принимали участие и руководили его работой представители знати, но они не обладали правом изменять решения веча и подчинять его своей воле.
Также, существует мнение, согласно которому, в Киевской Руси сложилось двоевластие князя и веча, так как основные их полномочия разнились. Князь имел отдельные от веча судебные и законодательные функции, а также мог сам распоряжаться финансовыми и земельными ресурсами, собирать дань.
Таким образом, вечу не всегда удавалось найти компромисс с князем, из-за чего могли происходить восстания. Показателен пример событий 1113 г., когда в Киеве сразу после смерти князя, с политикой которого горожане вынужденно мирились, вспыхнуло восстание. Недовольны были политикой Андрея Боголюбского жители Владимира и Боголюбова, которые после его смерти в 1174 г. учинили грабеж княжеского имущества, чтобы как-то выместить недовольство.
Структура веча
В вече могли принимать участия главы всех свободных семейств города. Однако в силу фактора социальной стратификации роль в народном собрании у представителей разных слоев была разная. Право голосовать имели одни мужчины и только главы семей. Голоса же неженатых сыновей, живших в отцовском доме, не подсчитывались. Холостяк, живущий сам по себе, являлся членом собрания.
Собрание созывалось в главном городе княжества, при этом учитывалось мнение и пригородов: представители прилегающих территорий также принимали участие в вече.
Вече собиралось, как только появлялась нужда. О начале объявляли глашатаи либо городской колокол, после чего народ сходился на центральную рыночную площадь, либо на площадь перед княжеским дворцом или кафедральным собором.
Согласно обычаю, решение должно было быть единогласными, то есть меньшинство подчинялось большинству. Если не было четкого большинства, то спор мог продолжаться часами, нередко переходя в бои.
Обычно председателем на вече был городской глава, иногда его мог заменять митрополит (как в Киеве в 1147 г.) или местный епископ. Князь также мог присутствовать на собраниях, порой он и был инициатором созыва, однако вече могло собираться и по требованию народа в особых случаях.
Вече имело свой голос в решении вопросов престолонаследия, когда оно либо поддерживало, либо отвергало кандидатуру, а в определенных ситуациях могло требовать отречения князя. В целом же, оно сходилось с мнением князя и боярской думы. В городах, где княжеская власть не обладала большой силой, вече избирало голову и других представителей городского управления.
Вече также решало вопросы войны и мира, союзов с иностранными государствами, торговые и земельные вопросы. Несмотря на то, что налоги собирал князь, организационные моменты налогообложения он обязан был обсуждать на вече.
Редко, но оно могло выступать как верховный суд.
Вече в Новгороде
В разных землях роль веча была разной. Особое значение имело вече в Новгородском княжестве.
Структура новгородского веча была разветвленной, так как кроме городского веча там имелись еще собрание концов и улиц, в которых участвовало все свободное население их жителей. В ранний период вече собиралось в Детинце, на площади перед Софийским собором, а затем собрания перемещаются на Торговую сторону в на Ярославовом городище рядом с княжеским дворцом. При этом известны случаи противоборства партий, когда вече могло проходить одновременно на Софийской и Торговой стороне.
На собраниях решались главнейшие вопросы внешней и внутренней политики Новгорода, среди которых:
- приглашение или изгнание князей;
- вопросы войны и мира;
- вопросы законодательства;
- суд государственных преступников;
- земельные вопросы;
- выборы должностных лиц.
Со временем вече все больше начало подчиняться воли знати, хотя до XI в. бояре ее считались с мнением народа. С началом удельного периода в XII-XIII вв., когда возрастает роль княжеской и боярской власти, роль веча начинает ослабляться. Народные собрания продолжают удерживать свою власть только в Пскове и Новгороде, форма правления которого считалась республикой.
Таким образом, в Киевской Руси укрепляются и окончательно сформировываются вечевые традиции. Собрания приобретают официальный характер и имеют собственную организацию. Вопросы, решаемые на вече, обладают большой значимостью для города. Однако из-за возрастающей роли знати вече теряет свою силу и уступает первенствующую роль власти князя и боярской думы.