Свято-Введенский Толгский монастырь — это женский монастырь Ярославской епархии, расположенный на левом берегу Волги в Ярославле.
Основан он епископом Ростовским Прохором в 1314 году на месте обретения Толгской иконы Богородицы, главной святыни обители. Название дано по имени рядом протекающей реки Толги. В 1987 году монастырь был вновь открыт как женский.
Основные даты из дореволюционной истории монастыря
Согласно житию архиепископа Ростовского Прохора он 7 августа 1314 года чудесным образом обрел в 8 верстах от Ярославля на берегу Волги Толгскую икону Божией Матери. Вести о чудном явлении образа дошли до Ярославля, откуда начал стекаться народ разного звания, состояния и возраста. К полудню общими усилиями была построена церковь, а к вечеру архиепископ освятил ее во имя Введения во храм Богородицы, внеся Толгский образ Божией Матери, и установил празднование явления в восьмой день августа. Прохор в тот же день благословил при церкви монастырь и определил настоятеля-игумена.
Монастырь в 1553 году посетил Иван Грозный.
В Смутное время в 1609 году поляки убили иноков монастыря.
На территории монастыря в 1625 году возведен Крестовоздвиженский храм.
В 1654 году произошло спасение Ярославской земли от бедствия «моровой язвы». В 1652 году возведен Никольский храм, а в 1681—1683 годах построен Введенский собор.
В 1763 года обитель посещена императрицей Екатериной II.
В 1812 году в Спасском храме захоронен герой Отечественной войны генерал-лейтенант Николай Тучков.
В 1862 году монастырь посетил епископ Игнатий (Брянчанинов). В 1883 году в монастырь приезжал цесаревич Николай.
В 1893 году на территории монастыря построена часовня в память об иноках, убитых в 1609 году.
В 1913 году в связи с 300-летием дома Романовых в Толгском монастыре побывали император Николай II и семья.
Толгский монастырь в 20-21 вв.
В 1914 году отмечалось 600-летие со дня основания монастыря. К юбилею были проведены реставрационные и ремонтные работы под руководством игумена Серафима.
В 1928 году советские власти закрыли монастырь.
Толгский монастырь вновь начал действовать в декабре 1987 года, став первым в РСФСР женским монастырем.
В 1988 году в Толгскую обитель были перенесены мощи Игнатия Брянчанинова, ранее обретенные в Николо-Бабаевском монастыре.
В 1990 году на стене Спасского храма установлена мемориальная доска в память о упокоении героя Бородинской битвы Николая Тучкова.
В 2008 году обитель посетил премьер-министр России Владимир Путин, подписавший распоряжение о передаче зданий монастыря из аренды в монастырскую собственность.
24 декабря 2018 года - 27 января 2019 года в монастыре находились икона, ковчег с башмачками и частица мощей святителя Спиридона Тримифунского, доставленные в монастырь с острова Корфу.
Ремонтные работы в монастыре продолжались с 2018 года до 2019 года.
За каменной монастырской стеной и небольшим внутренним рвом в монастыре произрастает с XVI века роща сибирского кедра.
Толгская икона Божией Матери
Толгская икона Божией Матери — это почитаемая в православной церкви икона Богородицы.
Известна она в трех разновидностях конца XIII —XIV веков. Первая Толгская икона датируется концом XIII века и сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее. Вторую икону предание называет явленной Ростовскому епископу Прохору в 1314 году, она почитается в качестве чудотворной и находится в Ярославле в Толгском монастыре. Третья икона датируется 1327 годом и находится в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Толгская икона принадлежит к иконописному типу Елеуса. Она почитается в качестве покровительницы Ярославской земли. Празднования в честь иконы совершаются 8 (21) августа.
Древнейшая из Толгских икон Богоматери названа Толгская I или Большой (Тронной). Лазарев В. ее написание относит к последней четверти XIII века. О ее происхождении выдвигаются разные версии. Так Ф. Швейнфурт икону приписывал мастеру пизанской школы периода дученто, а В. Антонова грузинской школе. Лазарев обе версии считает несостоятельными. В пользу ярославского происхождения свидетельствуют написание на липовой доске и широкое использование орнаментального украшения, что говорит не в пользу южного происхождения. Иконография иконы происходит из византийской живописи XII—XIII веков. Ряд деталей в облике Иисуса Христа (рисунок носа, бровей, широко раскрытых глаз, форма лба, рта, округлый подбородок, разделение прядей) повторяют лик Еммануила на ярославской иконе — «Оранта Великая Панагия» (начало XIII века).
В основанный в 1314 году Толгский монастырь Тронная Толгская икона попала как древний и прославленный образ и в монастырском соборе была помещена на то же место, что и «Оранта Великая Панагия» в Успенском соборе Ярославля.
Предания приписывают Толгской иконе чудеса:
- 1392 год — мироточение образа во время утрени;
- воскрешение ребенка, привезенного для погребения, по молитве перед иконой родителей;
- конец XIV — начало XV веков — сохранение при пожаре. Икона найдена невредимой в роще;
- 1553 год — исцеление Ивана Грозного от болезни ног. В благодарность царем в монастыре возведен каменный собор;
- 1766 год — спасение от засухи.
Икона написана на доске из липы размером 140 на 92 см. Дева Мария изображена сидящей на троне в полный рост. Богомладенец стоит на левом ее колене, охватывая ее шею и прижимаясь к щеке, а Богородица поддерживает его руками. Дева Мария одета в красно-коричневый мафорий и синий хитон с широкими складками. Мафорий имеет украшенную жемчужным орнаментом серебряную кайму. Как знак приснодевства Марии на мафории изображен квадрифолио. Иисус изображен в синем гиматии и оранжево-розовом хитоне. По сторонам трона парят в воздухе архангелы Михаил и Гавриил. Трон, на котором располагается Богородица, имеет высокую спинку с арочными проемами. Спинка его украшена растительным охряным орнаментом. Лики Иисуса Христа и Девы Марии написаны охрой по темному санкирю, на щеках подрумяна, лик Иисуса написан светлее лика Богородицы.
Около 1327 года с явленной Толгской иконы сделан список, имеющий сейчас название Толгская III. Он выполнен не так эмоционально, как явленная икона, и имеет сходства с Большой Толгской иконой. Богомладенец сидит на левой руке Богородицы, его лицу приданы черты лика Еммануила. Гиматий его оранжево-розовый, хитон окрашен в темно-синий цвет.