Пафнутиево-Боровский монастырь — это мужской монастырь, расположенный в городе Боровске Калужской области.
Основание монастыря
Монастырь основан в 1444 году преподобным Пафнутием Боровским, который выбрал для возведения обители возвышенность при впадении Истерьмы в Протву. Со смертью Пафнутия новым игуменом стал его ученик, Иосиф Волоцкий, который из-за нежелания братии принимать общежительный устав вскоре ушел в Волоколамское княжество, где им была основана новая обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.
В 1467 году на месте деревянной Рождественской церкви из белого камня был возведен Рождественский собор (не сохранившийся). Роспись собора является наиболее ранней работой Дионисия: по данным жития преподобного Пафнутия, роспись выполнялась Дионисием под началом иконника Митрофана – старца Симонова монастыря.
Монастырь в XVI-XVII веках
В 1586 году собор был разобран почти полностью, и по воле Федора Иоанновича на его месте возведен новый пятиглавый. В кладке фундамента строители использовали блоки с росписями XV века. До нашего времени сохранились фрагменты росписей Дионисия и Митрофана (хранятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Боровском филиале Калужского краеведческого музея).
В XVI веке монастырь окружили каменные стены и укрепления. Обитель стала сильной пограничной крепостью. В это время была возведена каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, в 1688 году замененная колокольней: согласно желанию заказчика, князя Щербатова, она повторила форму колокольни Высоко-Петровского монастыря.
В XVI—XVII столетиях построены башни и стены Пафнутьево-Боровского монастыря. Существует версия, что строительством Оружейной, Поваренной и Георгиевской башен руководил знаменитый архитектор Федор Конь, создатель сооружений и укреплений Белого города в Москве, Симонова монастыря и Смоленского кремля. Современные исследователи полагают, что ограда монастыря, в том числе наиболее древняя сохранившаяся круглая башня, была построена после завершения строительства колокольни и собора (после 1523 года) тем же зодчим. Остальные сохранившиеся прясла стен и башни были построены, когда монастырь восстанавливался после Смутного времени усилиями мастера Трефила Шарутина: Георгиевская, Тайницкая и Оружейная в 1635 году, а Сторожевая и Входная башни — после 1636 года. Общий план, рассчитанный на оборону «приступной» стены, характерен для оборонной архитектуры XIV-XV веков. Часто установленные вдоль напольной стены крепости башни были рассчитаны на активное сопротивление. В конце XVI века подобный тип крепости устарел. Получили распространение крепости регулярного типа, которые рассчитывались на всестороннюю оборону.
В 1610 году князь Михаил Волконский оборонял монастырь от поляков, но он был взят и сожжен. После окончания Смуты представители монастыря принимали участие в Земском соборе. Грамоту об избрании Михаила Романова на царство подписал пафнутиевский игумен Иона.
В 1640-х годах Пафнутиево-Боровский монастырь возглавил игумен Павел, в 1652 году ставший кандидатом на патриарший престол. Избранный патриарх Никон поставил игумена епископом Коломенским и Каширским. В годы реформы Никона епископ Павел и некоторые другие руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступали против изменений, приняв сторону охранителей древнего благочестия. Были казнены боровские противники церковной реформы иеромонах Полиевкт и Павел Коломенский.
Некоторое время в начале 1660-х годов в монастыре в заточении находился руководитель староверческого движения протопоп Аввакум, а в 1670-х в монастырских стенах, а позже и Боровском городском остроге содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова и ее сестра княгиня Урусова.
Монастырь служил усыпальницей князьям Репниным-Оболенским, которые способствовали развитию обители. Благодаря стараниям Марии Мироновны Репниной, и ее сына, князя Ивана, в монастыре в 1670 году был сделан придел во имя пророка Илии.
Монастырь в Новое и Новейшее время
После никоновских реформ Боровский монастырь начал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 насельника, а почти все имения отобраны. В 1812 году монастырь сожгли французы, но вскоре обитель была восстановлена.
В 1923 году все имущество монастыря отошло Главмузею, но в нем вскоре разместили исправительную колонию, затем — сельскохозяйственный техникум. В 1960-х годах при реставрационных работах извлечены 194 белокаменных блока. 29 из них сохранили фрагменты декоративной и сюжетной живописи, относящейся к началу XVI века. Перед возвращением обители церкви комплекс принадлежал Боровскому музею.
В марте 1991 года монастырь был передан церкви и открыт. В Рождественском соборе лежат мощи преподобного Пафнутия Боровского.
В 1991 году монастырю возвращена церковь Пророка Илии, в которой поначалу проводились монастырские службы. Из приходской церкви Рощи было принесено монастырское распятие. В церковь перенесли часть мощей Пафнутия — они сохранялись во Псково-Печерском монастыре и были перевезены оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом. 27 сентября 1993 года подворьем монастыря был определен храм в честь Преображения Господня в городе Калуге. Также монастырю принадлежит Никитский скит в деревне Колодези. В 1994 году по случаю юбилейных дат — 600-летия Пафнутия и 550-летия обители — монастырь посетил патриарх Алексий II, который совершил торжественное богослужение и провел крестный ход. В 1995 году постоянные богослужения начались в соборе Рождества Богородицы, где был построен иконостас, устроен придел в честь преподобного Пафнутия, в 1996 году на колокольню подняты колокола. В 1997 году открылся храм Святой великомученицы Ирины.