Кала-Корейш — это упраздненное село в составе Дахадаевского района Дагестана.
Село было средневековой столицей Кайтагского уцмийства — крупнейшего в регионе феодального владения. К основным достопримечательностям села Кала-Корейш относятся мечеть (построена в ХI веке), караван-сарай и мавзолей шейхов. В XVIII-XIX веках с развитием равнинного Дагестана стала падать значимость Кала-Корейша, а в годы советской власти в 1940-е годы из него были выселены последние жители. Кладбище села стало местом паломничества. На нем покоятся правители уцмийства XII-XIX веков.
Кала-Корейш сегодня представляет собой лабиринт древних построек, которые террасами спускаются с вершины горы.
Гора, на которой расположен аул, со всех сторон ограничена скальными отвесными обнажениями. Лишь со стороны запада крепость соединяется с окружающей горной системой. Это единственное направление, по которому на территорию крепости можно проникнуть. Вокруг крепости и за перешейком возвышается живописная система гор, покрытых смешанным лесом.
История крепости
По преданию, до арабского прихода село называлось Урцlмуц, оно находилось в защищенном месте и было укреплено, там жили горцы которые подчинялись совету старейшин, ежегодно избираемому сельским джамаатом. После исламизации и переселения курайшитов, село получило название «Кала-Курейш», что можно перевести как «крепость курайшитов». В селе были оборонительные башни и крепость.
С VIII века Кала-Корейш был столицей Кайтагского уцмийства, «Тарих Дагестан» говорит о том, как корейшиты избрали резиденцию и обосновались в Кайтаге, основав Калакорейш. Источник говорит, что мусульмане в этой области поселились в спокойствии и с радостью. Престол Газанфара с достоинством и гордостью занял потомок шейха Ибрахима Абу Исхака (потомка дяди пророка Хамзы) — эмир Чуфан. Он первым занял престол в вилайате Хайдак. В Хайдаке основал много число больших селений и своей резиденцией избрал город Кала Курайш, расположенный при реке над ущельями, на скале.
Таким образом, арабы захватив Кайтаг, сменили домусульманского правителя и создали новую цепь «исламских центров», в том числе и столицу Кала-Корейш, имеющего мусульманского правителя. Смену правителя сопровождала смена «языческих» представлений монотеистической исламской идеей, Кала-Корейш стал постоянным источником газийских походов на языческие племена. В XI—XII веках Калакорейш — один из влиятельных идеологических и политических центров Кайтага. Именно к тому времени относится строительство мечети со штуковым михрабом. Именно к тому времени относятся активные действия кайтагского правителя в решении внутриполитических проблем и взаимоотношений Дагестана с Ширваном.
В XV—XVI веках Кайтаг занимал как кайтагские земли с резиденцией в Кала-корейше, так и территорию в бассейнах рек Уллучай, Бутан, Гамри-озень, Артозен севернее Табасарана. В политической зависимости от уцмийства оставалась часть лезгинских земель. В конце XVI века в отписке терского воеводы от 1598 года Лобанова-Ростовского сказано:
«кабак Калакура, а в нем (уцмий) князь, у него с 500 конных человек, с 700 пеших человек».
Кала-Корейш до середины XVI века оставался постоянной столицей уцмийства. Оно являлось частью вольного общества Гапш, которое существовало внутри уцмийства.
Во время дагестанских походов иранского Надир-шаха Кала-Корейш подвергался нападениям несколько раз. Одно из них произошло осенью 1742 года. В селе прошла эпидемия чумы, о чем говорит древняя надпись, датируемая не позднее XIX веком, которая гласит: «жители Курайш-кала умерли от чумы, так что из ста пятидесяти осталось сорок. После этого возведена эта стена, а имамом их был Али из Акуши. Владелец камня К-х Али Джамал».
В советское время, после депортации чеченцев, жители селения были переселены в Шурагатский район. Когда чеченцев вернули в их дома, кала-корейшцы ушли из Чечни, их поселили в Мамедкале, где сегодня одна из улиц в память о переселении имеет название Кала-Корейшская.
Достопримечательности
Возвышенная центральная часть крепости занята остатками джума-мечети, с северной стороны которой сохранилась сходная площадь. Огражденное стенами фамильное кладбище местных правителей с восточной стороны примыкает к мечети. По кладбищу возвышаются каменные надмогильные стелы тончайшей работы, сооруженные в XIV—XIX веках. В начале XX века был воздвигнут увенчанный куполом мавзолей. К остаткам культовых сооружений примыкают кварталы жилых сооружений, нередко имеющих два этажа.
Название
Традицией столице уцмийства приписывается арабское происхождение, и соответственно традиции дается объяснение названиям столицы — Кала Курайш («крепость корейшитов»)» и Карйа Курайш («селение Курайшитов»).
Доарабское название Урцlмуц—Уркlмуц восходит в народном понимании к слову Уркlи, что означает «сердце» и означает «главное поселение». Историк Мисрихан Маммаев происхождение предполагает от сочетания слов «Урга муза», что значит «срединная гора», и это соответствует географическому положению.
Калакорейшцы себя называли «аркмакинцами».