Зарождение женского образования
Указ Петра I от 24 января 1724 года предписывал монахиням воспитание сирот обоих полов и обучение их грамоте, а девочек – шитью, прядению и прочим рукодельям. Указ Елизаветы Петровны от 1754 года учреждал акушерские школы в Петербурге и Москве. В столице в это время появляются частные пансионы.
Первым актом, положившим фактическое начало школьному женскому образованию в России, был указ Екатерины II от 5 мая 1764 года, который учреждал при Воскресенском монастыре в Санкт-Петербурге Воспитательное общество благородных девиц, известное как Смольный институт; 13 января 1765 года было учреждено училище для малолетних девушек мещанского сословия.
В учрежденные народные училища на обучение принимались дети обоих полов. Со смертью Екатерины II руководство заведениями перешло в Ведомство императрицы Марии. До середины XIX века Институты Ведомства были главным элементом среднего женского образования, однако основное внимание в них уделялось не научному образованию, а нравственному воспитанию. В начале XIX века в провинциях появляются частные пансионы для дворянок, но они не улучшили качество женского образования.
Александр II в 1856 году повелел создать Положение «об устройстве в губернских городах женских школ, приближенных по курсу преподавания к гимназиям»; по утверждённому 30 мая 1858 года «Положению» в провинции были созданы училища 1-го разряда (шестилетнего курса) и 2-го разряда (трёхлетнего курса).
В 1858 году по проекту А. Вышнеградского при Павловском институте открылось Мариинское женское училище. В том же году под началом Вышнеградского в Петербурге открыты три женских училища: Петербургское, Коломенское, Васильеостровское; в 1858 году в Виленском учебном округе были открыты женские училища в Вильно, Гродно, Ковно и Минске. В 1859 году училища открыты в Киеве, Вышнем Волочке и Саратове, а в 1860 году — Вознесенское в Петербурге. В 1870 году «Положение» о женских гимназиях и прогимназиях учредило семиклассные гимназии с возможностью учреждения восьмого класса для готовящихся к педагогической деятельности.
Стремление женщин к получению высшего образования проявилось в 1860 году, когда на лекциях в университетах стали появляться женщины. Разрабатывая университетский устав в 1863 году, министерство народного просвещения сделало запрос университетам, можно ли допускать женщин совместно со студентами-мужчинами к лекциям и к испытанию на получение учёных степеней и какими правами они при этом должны пользоваться. Советы дерптского и московского университетов дали отрицательный ответ. Советы петербургского и казанского университетов предложили допускать женщин к лекциям и получению учёных степеней на правах вольнослушателей, причём первый полагал, что диплом должен дать женщинам право на ведение медицинской практики и на занятие штатных должностей лишь в высших женских учебных заведениях. Советы Киевского и Харьковского университетов нашли возможным допускать женщин к лекциям как на правах вольнослушателей, так и на правах студентов, и к получению учёных степеней, которые должны давать равные с мужчинами права по государственной службе. Университетский устав закрыл русским женщинам доступ в университеты, и они начали поступать в университеты Европы.
Вопрос организации высшего женского образования окончательно замер в 1864 году, пока не был в декабре 1867 года поднят Е. И. Конради, внесшей на обсуждение съезда русских естествоиспытателей и врачей записку о необходимости введения женского научного образования. Не имевший педагогического отдела съезд не имел права начинать ее обсуждение и был вынужден ограничиться выражением своего сочувствия к самой мысли. В 1868 году на имя ректора Санкт-Петербургского университета от 400 женщин поступили заявления с просьбами об устройстве «лекций для женщин». Движение возглавляли Е.И. Конради, В.П. Тарновская, А.П. Философова, Н.В. Стасова, О.А. Мордвинова, Е.Н. Воронина, М.В. Трубникова; содействие им оказывал А. Н. Бекетов. В Москве также возник кружок женщин, решивших добиваться получения высшего образования.
В результате министр народного просвещения граф Д. А. Толстой получил Прошение о разрешении устройства научных курсов.
Высшие женские курсы достигли наибольшего развития в Петербурге, благодаря энергии учредительниц и содействовавших им лиц (А. Н. Бекетов, А. Я. Герд, О. Ф. Миллер, А. Н. Страннолюбский).
Высшие женские курсы
Женские курсы сыграли значимую роль в развитии в России женского образования. Перестали существовать они после 1917 года.
Высшие женские курсы появились в 1869 году:
- Аларчинские курсы в Санкт-Петербурге;
- Лубянские курсы в Москве.
1 апреля 1869 года И. Паульсон открыл в здании 5-й Петербургской мужской гимназии подготовительные курсы для восполнения пробелов в среднем образовании женщин.
На курсах читались: физика ,русский язык, математика, химия, педагогика, а впоследствии: ботаника, зоология, физическая и математическая география. Курсы вели работу до 1875 года, после чего положили начало Бестужевским курсам.
В Москве в октябре 1869 году в здании на Лубянке начали работу «публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий».
29 ноября 1869 года министром народного просвещения было дано согласие на учреждение «общих публичных лекций, совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях», так как организация не требовала создания новых постановлений в государственной учебной системе.
Во второй половине XIX века в стране открылись:
- Владимирские курсы в Санкт-Петербурге, действовавшие в 1869—1875 годах;
- Курсы В. И. Герье в Москве, действовавшие в 1872—1888 и 1900—1918 годах;
- Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, действовавшие в 1872—1882 годах;
- Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, действовавшие в 1878—1918 годах;
- Казанские курсы, действовавшие с 1876;
- Киевские курсы, действовавшие в 1878—1920 годах;
- Сибирские высшие женские курсы.
Женское образование в СССР
В октябре 1918 года вступило в силу положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило совместное обучение детей.
С 1943 по 1954 год в общеобразовательной школе обучение мальчиков и девочек осуществлялось раздельно.