Авторская песня, или бардовская музыка, зародилась в СССР в середине XX века. Обычно такие песни исполняют под гитару, а исполнитель одновременно является автором и стихов, и музыкальной композиции. Причем он не является профессиональным поэтом или композитором.
Особенности авторской песни
Главное место в авторской песне занимает поэтический текст, а мелодия лишь усиливает эмоциональное воздействие на слушателей. Авторская песня не пишется на заказ, обычно она рождается внезапно, на эмоциях. Ее смысл – в утверждении свободного авторского мироощущения, собственной жизненной позиции.
Авторская песня пронизана личностным началом: именно определяет и ее содержание, и манеру исполнения, и облик автора-исполнителя. Авторской песни присуща особая задушевность и глубокая искренность. Она понятна узкому кругу лиц, в основном поклонникам автора, которые разделяют его мысли и чувства.
Когда возникла авторская песня
«Поющая поэзия» - старейший вид искусства, зародившийся еще в глубокой древности. Так, певцы-поэты, называвшие себя бардами, были еще у кельтов. В эпоху Средневековья значение слова «бард» меняется. Тогда так называли бродячих поэтов-музыкантов, воспевавших любовь к Прекрасной Даме и подвиги рыцарей. На Руси таких поэтов называли боянами, гуслярами или певцами-сказителями.
Таким образом, авторская песня имеют многовековую историю. В нашей стране «поющая поэзия» возрождается во второй половине XIX века, с развитием городского романса. Его авторами как право были простые люди.
В 1915 году на российской эстраде появляется Александр Вертинский. Он исполнял песенные миниатюра на свои стихи, и на стихи поэтов Серебряного века.
После Октябрьской революции появляются песни, посвященные труду, деревне, Советской Армии.
Первыми советскими бардами были Николай Власов, написавший «Студенческую прощальную», и Павел Коган – автор «Бригантины».
В годы Великой Отечественной войны все песни, в том числе и авторские, призывали к подвигу, посвящались борьбе советской армии с фашистскими захватчиками.
В 1950-е гг. авторские песни становятся особенно популярны. Авторские песни активно появляются в студенческой среде. Как правило, их авторы затрагивали социальные темы. Молодые люди начали активно осваивать гитару.
Особенно активно авторская песня начинает развиваться в годы «хрущевской оттепели».
Эти песни исполняли в походах у костра, а также во время студенческих выездов. Когда появились магнитофоны, авторы стали записывать свои произведения на пленку.
В середине 60-х гг. авторы бардовской песни начинают критиковать власть и поддерживать диссидентов, то есть инакомыслящих. В эти годы авторские песни звучат в молодежных клубах и на слетах-фестивалях.
В 80-е гг. власти начинают преследовать бардов. Поклонники авторской песни слушают любимые композиции тайком. В середине 80-х ситуация улучшается. А к началу 90-х авторская песня уже перестает быть протестующей. В стране растет количество поющих-поэтов.
Бардов приглашают выступать на концертах на радио и телевидении.
Знаменитые барды
На каждом этапе развития авторской песни были свои яркие представители.
Так, с середины 50-х гг. и до середины 60-х гг. в СССР заслушивались песнями Булата Окуджавы и Юрия Визбора.
На следующем, так называемом «протестном» этапе, появляются новые имена: Александр Галич, Вилли Токарев и Владимир Высоцкий – знаковая личность той эпохи. Высоцкий стал кумиром миллионов советских граждан. Он был не только бардом, но и талантливым актером.
Сначала Владимир Высоцкий писал свои песни для близких ему людей, но потом они захватили сердца широкой аудитории.
В стихах и песнях Высоцкого отражались насущные на тот момент проблемы. Пронизанные иронией и сарказмом, они покорили сердца всего Советского Союза.
Будучи еще и талантливым актером, Высоцкий добавлял в свои песни диалоги, превращая их в мини-спектакли.
Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает около 600 композиций. Сегодня они считаются эталоном авторской песни.
В дальнейшем авторская песня получила развитие в творчестве Александра Башлачева, Александра Розенбаума, Сергея Трофимова и других бардов.
Таким образом, мы видим, что авторская песня прошла длинный пусть развития.
Сегодня проводится большое количество фестивалей, даже больше, чем в период расцвета бардовской песни. По радио и телевидению часто звучат бардовские композиции. Кроме того, есть даже передачи, посвященные авторской песне.
Появившись еще в 50-е гг. XX века, этот жанр смог не только выжить в новых условиях, но и получить дальнейшее развитие. В чем секрет бардовской песни? Скорее всего, в интересе к внутреннему миру человека, его духовным ценностям и способности собирать вокруг себя большое количество думающих людей. Все это позволило авторской песне стать поистине художественным и даже социокультурным явлением.