Славянская община
В $VI$ в. славяне переживали последнюю стадию становления общинно-родового строя. Основой социальной организации у славян была патриархальная община. Единого государства у славян в $VI$ в. еще не было. Помимо народного собрания существовали племенные предводители либо князья. Князья славянских племен принадлежали к зарождавшейся родоплеменной знати, которая выделялась из основной массы населения по собственному имущественному положению.
В $VI$ в. славяне ещё не преодолели племенную раздробленность. Впрочем, тенденция к созданию более крепкого единства у них уже была. Этому в большой степени способствовала ситуация многолетней войны, которую славяне вели против Византии в течении $VI$ века. В ходе данной борьбы возникли союзы славянских племен. По данным археологии, отличительной чертой социального строя славян $VII—IX$ вв. считается повсеместное присутствие территориальной либо сельской общины как союза малых семей, в имущество которых входили дом, орудия труда, продукты труда и обрабатываемый участок земли. Не слишком большие дома на $4—5$ человек, размещение и объем домашних сооружений, не очень большой запас продуктов — всё это говорит об индивидуальном характере хозяйства славян. О том же заявляет прецедент сбора дани у славян с «дыма», другими словами здания.
Исходя из дальнейшего становления крестьянской общины, можно говорить о том, что в $VIII—IX$ вв. в славянской общине присутствовала коллективная принадлежность на территорию. Частная собственность и базирующийся на ней труд неизбежно вели к имущественному, а значит, и общественному неравенству. Выделение из общины имущественной элиты свидетельствовало об образовании экономически крепкой группы, стремившейся ослабить роль народного собрания и передать власть собственным членам.
Данный процесс обнаружил свое выражение в роскошных славянских погребениях наряду с бедными, выявленных археологами в основных славянских населенных пунктах, и в образовании на территории славянских поселений обособленных укреплений — городов, где жили выделившиеся из общины члены экономически могущественной элиты. Все эти процессы сказались в памятнике древнерусского права — Русской Правде, записанной в $XI$ в. при Ярославе Мудром, но в своей основе имеющей отношение к началу образования Древнерусского государства. Русская Правда рисует нам, бесспорно, общество правящего слоя и прочего населения, еще не освободившееся до конца от состояния родового строя. Присутствует также такой главнейший институт родового строя, как кровная месть и круговая порука. Но родовые взаимосвязи уже начинают заменяться связями территориальными. Главная социальная организация, с которой имеет дело Русская Правда, — это «мир», территориальная сельская община (понятие «мир» сохранило в российском языке значение территориальной деревенской общины практически до $XX$ в .). Впрочем общественность данных «миров» уже перестала быть однородной по социальному составу.
Главное внимание Русская Правда уделяет защите интересов «мужей» — термин, обозначавший общественную верхушку общества славян. «Муж» плотно связан с общиной. Он живет «в собственном миру ». «Муж», в отличии от рядовых общинников не классифицируется человеком труда — земледельцем. Это предпочтительно военный человек. Живет «муж» в «хоромах», окруженный бессчетной «челядью», работающей на него. Основную массу «челяди» составляли рабы. «Хоромы» были не просто домом «мужей», но и центром владений территорий, лугов и всевозможных угодий, на что накладывал собственную руку «муж», захватывая их у общины и превращая в собственную потомственную собственность — отчину. Вместе с подъемом экономического богатства набирала силу и политическая мощь «мужей».
Возникновение имущественного неравенства
Зарождение имущественного неравенства у славян шло то же время, что и образование государства. Из византийских источников можно сделать вывод, что у антов $VI$ в. государственности еще не было, их князья являлись военными предводителями и не нарушали прерогатив и прав народных собраний. Дружина у князей еще отсутствовала. Их войско составлялось из всего вооруженного народа. Военная добыча, как правило, доставалась воинам: имущество и пленные делились, а завоеванная территория заселялась победителями.
Рисунок 1.
В процессе последующего расселения славянских племен в $VII—IX$ вв. по Восточно-Европейской равнине со временем изжились составляющие народоправства. Выделившаяся верхушка из славянской общины — «мужи», завладела органами племенного самоуправления. Концентрируясь около племенного князя, «мужи» составляли его вооруженную дружину, при помощи которой князь имел возможность уже противопоставить собственную власть пережиточным органам родового самоуправления и применять их в интересах граждан. Нормы обычного права, образовавшиеся в общине, менялись применительно к новым условиям. Зашита складывающейся феодальной собственности — основная задача данных изменений. Рядовой общинник, имевший свое небольшое хозяйство, утратил черты воина и стал земледельцем. Война являлась делом князя и дружины. Так в процессе долгого становления складывались отдельные составляющие государственного аппарата.
Складывание феодальных отношений
К $IX-X$ вв. у восточных славян завершился дофеодальный период общественного строя, сложилась государственная система Древнерусского государства переходного вида, феодального в своей основе. Формировались феодальные отношения - феодальная земельная собственность, углубление классовой дифференциации, подчинение небольших ремесленников господствующим классам и т.д. Господствующее, эксплуатирующее военно-руководящее меньшинство сначала представляла старая родоплеменная аристократия - князья, старейшины, жрецы и др. Другую, немалую часть населения составляли крестьяне-общинники, равномерно попадающие к ним в зависимость при помощи внеэкономических (захват, насилие) и финансовых (кабала, долг) мер.
Если главной общественной организацией у восточных славян в предгосударственный период, называющийся протогосударственным или надобщинным, была территориальная сельская община, тогда в Киевской Руси единицей социального строя, объединявшей группы общин, была вервь (от слова "вервие" - веревка, которой мерили участок земли ). И хотя в результате она не предотвратила формирования зависимых взаимоотношений классового общества, но смогла спасти от глобального рабства, со своей точки зрения содействовала переходу восточных славян от варварского строя к феодальному, минуя рабовладельческий. Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине как городской, так и сельской. Вервь была уже не родовой общиной: она владела землей, являлась субъектом права, отвечала за правонарушения, совершённые ее членами или же на ее местности.
Основной взаимосвязью между селениями, входившими в состав верви, было общее пользование территорией, а также совокупная уплата даней и оброков в княжескую казну. Общинное потребление территорией существовало у восточных славян издревле, так как земли было много, а обработка ее пребывала еще на невысокой ступени становления. Древнерусское государство, объединившее восточных славян, не создало поземельной сельской общины, так как она была уже в обычаях и традициях этнических, и страна использовала ее для сбора дани и оброка, а также судебных вир. В итоге княжеской администрации при данных сборах удобнее было иметь дело с вервью, чем с любой отдельной семьей, поэтому при Рюриковичах славянская поземельная община имела поддержку и последующее развитие.
Характеризуя социальный строй древнерусского государства, можно отметить, что в нём сформировалась структура управления во многом совпадающая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вассалам автономии. Так, бояре - высочайший слой общества - являлись вассалами князя и были должны служить в его войске, были старшими, более опытными дружинниками. В то же время они оставались полными владельцами на собственной земле и имели вассалов в лице наименее авторитетных. Младшая дружина – отроки – питались с княжеского стола. Дружина приходила с князем и, в случае его изгнания, уходила вместе с ним. Князь был первым из числа равных в отношениях со собственной дружиной. Великий князь правил землями посредством совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и владела правом «вето».