Тубалары — это малочисленный коренной тюркоязычный народ, который живет в северной части Республики Алтай. Самоназвание тубалары, туба кижи, йыш кижи («лесные люди»). Тубалары населяют земли к востоку от Катуни, по берегам Телецкого озера и вдоль Бии.
Во время русского освоения Сибири первопроходцы назвали их «черневыми татарами».
Происхождение тубаларов
Относительно происхождения существуют разные точки зрения. В. Вербицкий считал их племенем «сомнительного происхождения», указывая на общие с алтайскими калмыками язык и верования: «Поэтому можно думать, что они монгольского корня. Но может быть, и финского племени, только слились с монгольскою народностью».
Популярно мнение В. Радлова, который обратил внимание на то, что алтайцы «черневых татар» называют этнонимом «туба». Основываясь на том, что словом «туба» себя называют сойоты, а также койбалы, он высказал предложение, что «…они переселились с востока. Они являются самодийскими племенами, которые уже отуреченные жили в начале XVII века в области между Катунью и Телецким озером. Диалектные особенности указывают на то, что эти племена были отуреченны киргизами. Они до сих пор занимаются собиранием кедровых орехов и корней, также как это писали китайцы в отношении «Дубо».
Некоторые авторы появление названия связывают со словом «дубо», которым летописные китайские источники VI—VIII веков называли обитавшее на Енисее племя теле. Название было воспринято тубаларскими сеоками как самоназвание, хотя и не зафиксировано в переписи 1897 года.
В. Радлов все племена Саяно-Алтайского нагорья, именующие себя «туба», считал смесью кетских и самодийских этнических элементов, подвергшихся тюркизации. В. Бартольд слово «туба» считал тюркским названием самодийцев. Вслед за Радловым Н. Аристов северных алтайцев рассматривал как отюреченных самодийцев и енисейских остяков, за исключением челканцев и кумандинцев, происхождение которых он связывал с тюрками. В. Богораз северных алтайцев принимал за отюреченных праазиатов.
Л. Потапов сделал вывод о смешанном происхождении тубаларов при участии самодийских, угорских и кетских элементов и присутствии древнетюркского компонента.
Тубаларов отождествлял с дубо и Л. Гумилев. Традиционно дубо отождествляются с племенами теле. Согласно другой точке зрения, дубо первоначально были монголоязычны и в конце IV века н.э. подверглись тюркизации.
История тубаларов
После завоевания Алтая Чингисханом в XIII веке южные алтайцы частично ассимилировались с монголами. Постепенно тубаларов объясачили. Дань платили соболями и белками. В XVII веке тубалары стали данниками Алтын-ханов. С XVIII века тубалары были данниками Джунгарии. Затем стали русскими подданными.
Для русских тубалары были неясачными до 1627-1629 годов. Затем саракокшинские тубалары платили русским ясак по 2-3 соболя с человека в год. Эквивалентом пушного обращения был соболь, а после и другие меха. Двоеданцы тубалары платили России ясак соболями, а джунгарам по железному тагану и котлу с человека (кергежские, южские и комляжские). У тубаларов было следующее управление: Старейшины «байты», зайсаны, которые передавали свою власть по наследству. У тубаларов были сеоки: Юз, Тиргеш, Комдош, Челей, Кузен, Карга, Калар.
Тубалары несли повинности в пользу русской власти: прокладка и исправление дорог; тушение пожаров; заготовка дров для школ и церквей; поставка лошадей для ямской службы.
Расселение тубаларов
К 1880-м годам расселение тубаларов выглядело следующим образом:
- жители Юдской волости в селениях: Сайдыс, Улала, Ынырга, Чемал и разбросано по рекам Ынырга и Учак-Иша;
- жители Комляжской волости жили в селениях: Ынырга, Кебезень, Чепош, Паспаул, Ерехалка, Ильинское и разбросано по рекам Тулон, Ише, Кузя, по берегам Телецкого озера;
- жители Кергежской волости жили в селениях: Кебезень, Ынырга, Балыкса, и разбросано по рекам: Сары-Кокша, Тулой, Пыжа, Эдеган, по берегам Телецкого озера;
- жители Кузенской волости жили в селениях: Паспаул, Ынырга, по рекам Сары-Кокша, Иша.
Тубалары жили выше от кумандинцев по Бии и некоторым ее левым притокам до половины Телецкого озера. В атласе Семена Ремезова они упомянуты уже в 1701 году.
Религия и мифология тубаларов
Сегодня большинство верующих тубаларов — православные. Традиционные верования основывались на шаманизме. Среди духов одно из ключевых мест имели покровители охоты. Помощник охотников — дух Шаныр. Он живет в тайге, ездит на марале и имеет вид человека с бледными бровями и с посохом из желтой акации. За недостаточное внимание Шаныр охотников наказывает, насылая кожные болезни и заслоняя зверя от пуль лопаткой. Для тубаларов характерен синкретизм дохристианских и православных представлений.
Любопытно представление об образе жизни Каныма — хозяина зверей тайги. Его изображали в виде одетого в железный панцирь человека, и поэтому называли «Темир куяктык Каным». Перед охотой приглашали шамана и устраивали моление, чтобы испросить удачу на промысле. Шаман камлал с березовой палочкой в виде рогульки, концы которой соединялись веревочкой с подвешенными кусочками старого железа и угля. Так в верованиях отразился хозяйственный быт оседлых охотников и металлургов.
Тубалары приносили высшим божествам в жертву лошадь с последующим вывешиванием ее шкуры на шесте как это делали древние тюрки. Среди божеств Каным и Тезим представляли собой персонифицированные олицетворения гор, характерные для древних тюрков. Хозяин лесов Каным-бий, был персонифицированным божеством конкретной местности. Каным —название высокого хребта в северной части Алтая. Тезим — тоже название высокой горы или горного узла. Тубалары называют его Тезим-бий. Этим божествам раз в три года приносили в жертву лошадей определенной масти. Жертвоприношение одномастных лошадей горам характерно для тюркоязычных кочевников Саяно-Алтайских гор. Тубалары покупали лошадей для жертвоприношений, поскольку они держали мало скота из-за природных условий.