Сойоты (соед, саяты, сойыт) — это малочисленный коренной народ, который проживает на территории Окинского района Республики Бурятия.
Сойоты представляют собой субэтнос в составе бурятского народа. Поскольку они обладают богатой самобытной историей, начиная с Всероссийской переписи населения 2002 года их учитывают в качестве одного из коренных малочисленных народов.
История сойотов
Сойоты – потомки саянских самодийцев, которые были частью древнейшего восточно-саянского населения, оставшегося в пределах прародины. Впоследствии сойоты подверглись тюркизации, прежде всего охватившей язык и лишь частично затронувшей материальную культуру, хозяйство и мировоззренческую систему. Ранние письменные источники, повествующие о племенах сойотов, относятся к середине XVII века. Это русские приказные книги — «Сказы» служилых людей и казаков.
Саянские самодийцы — это собирательное название самодийских народов, главным образом проживавших в тайге на северных склонах Саянского нагорья.
Камасинцы проживали в южной части современного Красноярского края, юго-восточнее и южнее Красноярска по рекам Мана и Кан.
Использовавшие диалект камасинского языка койбалы образовали анклав южнее массы камасинцев, в Саянах, в бассейнах рек Абакан, Кебеж, Оя, Туба, Кандат, Амыл и Шадат.
Карагасы (карагосы), тайгийцы, и говорившие на маторском языке маторы проживали на территории от правобережья Енисея в районе Абакана до верховьев рек Уда и Бирюса на западе Иркутской области, в бассейнах рек Туба, Амыл, Кизир и Оя.
Их потомки саяты (сойоты) сейчас населяют Окинский районе Бурятии.
Саянские самодийцы использовали диалекты маторского и камасинского языков. Согласно исследованиям Е. А. Хелимского, эти языки не обнаруживают между собой тесных генетических связей, как и с прочими самодийскими языками.
По некоторым наблюдениям часть койбалов использовала диалект камасинского языка, но впоследствии была ассимилирована хакасами. Испытавшие процесс монголизации сойоты перешли на использование бурятского языка. Саянские самодийцы в основном были ассимилированы хакасами, отчасти — западными бурятами и тувинцами, а в конце XX столетия — русскими.
Данные родословных сойотов показывают, что роды хаасут и иркит жили в районе озера Хубсугул и на территорию Оки пришли двумя путями — через Тункинскую долину и через Туву.
Первым факт существования самодийцев в Сибири отметил шведский военный, историк и географ Филипп Иоганн фон Страленберг. В 1730 он опубликовал результаты своих исследований в работе «Историческое и географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии». В XVIII веке языки саянских самодийцев были зафиксированы путешественниками П. Палласом и Г. Миллером, а в первой половине XIX века — Г. Спасским и М. Кастреном. В начале XX века богатый материал по фольклору и языку камасинцев был собран финским лингвистом К. Доннером.
С постепенным заселением территории Восточных Саян племенем бурятов хонгодоров сойоты начали жениться на бурятках. Происходила вторичная смена языка, его бурятизация, но в хозяйстве сойоты продолжали сохранять традиционный уклад — остались охотниками и оленеводами. К тому времени при переписи населения их уже записывали как бурят, хотя они сохраняли этническое самосознание и культуру. Лишь во Всероссийской переписи населения 2002 года сойоты учтены отдельной народностью.
Язык сойотов
Сойоты изначально говорили на вымершем к настоящему времени языке, который входил в самодийскую группу уральской языковой семьи.
Сойоты впоследствии подверглись тюркизации и постепенно перешли на близкий тувинскому сойотско-цаатанский язык, имеющий до сих пор среди них хождение, и также распространенный в цаатанском варианте в Монголии .
Позже сойоты подверглись бурятской ассимиляции с бурятами и начали использование бурятского языка монгольской группы алтайской языковой семьи. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 года из назвавших себя сойотами 2739 человек владели бурятским языком 2623 человека (96 %), а 2429 человек — также и русским (89 %).
В 2001 году для возрождения сойотского языка впервые для сойотского варианта сойотско-цаатанского языка была на основе кириллицы разработана письменность, началось издание учебных пособий и букваря. В 2003 году был издан «Сойотско-бурятско-русский словарь». В 2005 году началось постепенное внедрение преподавания сойотского языка в начальных классах сойотских школ Окинского района Бурятии.
Культура и быт
На протяжении веков основным занятием народа сойотов, впрочем, как и в наши дни, является яководство и кочевое оленеводство. Охота практикуется в качестве подсобного промысла.
В основе сойотской традиционной социальной организации лежит объединение родов, возглавляемых советом родовых старейшин. В последнее время произошло возрождение национального праздника сойотов Жогтаар («Встреча»), в 2004 году переименованного в Улуг-Даг (в переводе «Великая гора» — в честь горы-покровителя Бурин-хан). Начиная с 2008 года во время праздника проходят Самаевские чтения — ряд посвященных охране культурного наследия малых народов мероприятий.
Родовой состав
Известны сойотские и родственные роды сойот, хаасуут, иркит и онхот. Сойоты отмечены в составе тункинских, окинских, ольхонских, закаменских и верхоленских бурят. Хаасуты входят в состав окинских бурят. Согласно Аюудайн Очиру онхоты являются потомками онгутов. Сойоты-онхоты являются небольшим осколком древнего этноса, участвовавшего в формировании ряда современных монгольских родов.
Согласно Б. Нанзатову, носители этнонимов ирхидэй и иркит могут иметь близкое происхождение. Предположительно, род ирхидэй при этом вошел в состав булагатов еще в эпоху курыкан, а иркиты в состав бурят вошли лишь в XVIII—XIX веках. Род иркит входит в состав окинских и тункинских бурят; булагатский род ирхидэй — в состав идинских бурят (в состав идинского племенного объединения обогони олон). По номерному признаку род эрхидэй включал I и II эрхидеевы роды. В составе рода эрхидэй также есть подрод галбантан.