Нганасаны — это коренной самодийский народ, проживающий в Сибири.
Термин «нганасан» введен в 1930-е годы советскими лингвистами как ошибочное обобщение слова со значением «человек», в качестве эндоэтнонима употребляемого народами Севера.
История нганасан
В отдаленное время (в XVIII веке) полоса лесотундры от реки Лена на востоке и до реки Таз на западе, была, по-видимому, занята племенами охотников на северного оленя. По языку и культуре эти племена не были самодийскими, а, скорее, были западным продолжением народа, жившего к востоку от Лены, из которого к XVIII веку образовались юкагиры.
К XVIII веку к западу от Лены эти пара-юкагиры, имевшие примитивное по хозяйство, были поглощены тунгусами и самодийцами. В бассейне Пясины, например, так образовались две самодийские группы, известные как пясидские самоеды и самоеды-кураки.
В промежутке между Хатангой и Леной пара-юкагиры подверглись тунгусскому влиянию, и были в конце концов ассимилированы лишь в языковом отношении и частью оттеснены к берегу моря Лаптевых, частью в верховья реки Анабар и среднее течение Хатанги. При этом не произошло полноценной ассимиляции, палеоазиаты сражались с тунгусами за места охоты, похищали друг у друга женщин и домашних оленей, и получили от них знание оленеводства и изделия из металла. В отличие от западных самодийцев у тунгусов не было специализированной тундровой системы оленеводства, поэтому и тунгусы, и палеоазиаты оставались оленеводами, долгое время не знавшими санной езды на оленях и использовавшими оленей для езды верхом и вьючной перевозки грузов.
Для охоты на оленей часть палеоазиатов все дальше проникала вглубь Таймыра, где встречалась с пясидскими самоедами и самоедами-кураками, и в конце концов палеоазиаты были ассимилированы самоедами, образовав племена тидирисов и тавгов. В XVII-XVIII веках тидирисы, тавги, пясидские самоеды и самоеды-кураки сливаются в племя Авамских нганасан. Потомками тавгов в этом племени являются роды Нинонде и Чунанчера, потомками паясидских самоедов — род Нгом, тидирисов — род Линанчера, самоедов-кураков — род Нгамтусо. Племя получило имя от Авамского зимовья и реки Авам, где оно платило ясак.
Палеоазиаты, оставшиеся в среднем течении Хатанги и верхнем течении Анабара (с озером Ессей в центре поселения), известны русским под именем ванядов. В первой половине XVIII века в результате голодовок и неудачных восстаний племя распалось. Часть ушла к тунгусам, часть к якутам, а часть ушла на Таймыр, поселившись к востоку от авамских нганасан, под влиянием которых оформилась в качестве восточных (вадеевских) нганасан.
В начале XIX века тунгус Око из рода Долган стал жить с нганасанами. К концу века из его потомков образовался род Око, не входящий ни в одно из нганасанских племен. Нганасаны таким образом делятся на два племени и один род.
Авамские нганасаны делятся на патрилинейные рода: Нгамтусо (Костеркины), Нгуомде (Момде), Нинонде (Порбины), Чуванчера (Курсимины), Линанчера (Турдагины); восточные нганасаны: Купчик, Асянду, Кокары, Нгойбу, Лапсаха,Нерхо. Руководителями родов были старейшие люди, а позже выбираемые «князцы», представляющие род перед русской администрацией. В их задачи входили разбирательство правонарушений, сбор ясака. У нганасан была экзогамия: браки между родственниками до третьего поколения запрещались. При этом распространены были межнациональные браки, детей от которых считают нганасанами.
История нганасан после присоединения к России
Предки нганасан были подчинены в 1618-1639 годах. В 1618 году ясаком были обложены пясидские самоеды, в 1625 году — ваняды и самоеды-кураки, в 1627 — часть тавгов и тидирисы.
В 1639-1664 годах русские источники зафиксировали несколько столкновений ванядов с тунгусами племени эдян. В 1666 году произошло восстание авамских нганасан, при котором были убиты четыре тунгуса и около тридцати русских промышленных и служилых людей.
В 1679 году случились последние крупные столкновения авамских нганасан и энцев c ненцами. В 1683 году произошло восстание ванядов на озере Ессей, в результате которого погибло более 10 промышленных и служилых людей. Еще одно ванядское восстание отмечено в начале XVIII века.
Затем в истории нганасанов крупных событий не отмечается, за исключением эпидемий оспы, последняя из которых пришлась на 1907-1908 годы.
В 1921 году к нганасанам прибыли представители Советов. К тому времени у нганасан уже оформилась прослойка крупных оленеводов. В 1925 году родовые нганасанские управления преобразуются в родовые советы во главе с председателями, которые в 1931 году заменяют территориальные кочевые, а позже и сельские Советы. В 1928 году Авамский родовой совет разделяется на Таймырский и Авамский. С 1931 году нганасаны вошли в Таймырский национальный округ.
С 1931 по 1938 году идет коллективизация нганасан (все колхозы в 1966 году преобразованы в совхозы). В 1938 году открылась нганасанская начальная школа.
В 1940-е—1960-е годы построены поселки к югу от мест их кочевания —Волочанка, Усть-Авам, Новая. В настоящее время большая часть нганасан сконцентрировалась в поселках. Около 100 человек полуоседло живут на «точках» рыболовно-охотничьего промысла в тундре, в верховьях Дудыпты.
Среди нганасан сегодня широко распространены алкоголизм и самоубийства.
Фольклор
Флольклор нганасан изучается с 1920-х годов. Записи фольклора сделали участники приполярной переписи 1926-1927 годов Б. Долгих и А. Лекаренко. Затем новые записи делались неоднократно, и в настоящее время есть свыше 300 записей объемом около 70 авторских листов.
Свой фольклор нганасаны делят на две части: ситаби — героические поэмы о богатырях; дюрумэ, включающая остальные жанры. Особую часть представляют песни-импровизации (балы), загадки (тумта), частушки (кайнгэйру), поговорки (боду). Произведения эти известны почти всем мужчинам и женщинам независимо от возраста. Ситаби - это длинные и сложные произведения, требующие от исполнителя особых навыков и мастерства. Дюрумэ же — более простой раздел творчества, это рассказы о прошлом, сказки о животных и фантастические сказки. Иногда предания об отдаленном прошлом называются хюнсэре дюрумэ.
У нганасанов нет профессиональных исполнителей фольклора, все сказители — это простые оленеводы, охотники, рыболовы. Предания рассказывают вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе.