Марийцы — это финно-угорский народ Российской Федерации, проживающий преимущественно в Республике Марий Эл и Республике Башкортостан.
В этих двух регионах проживает 72 % всех марийцев, всего в 2010 году насчитывающих 547 тысяч человек. Остальные марийцы рассеяны по областям и республикам Поволжья. Территорией их проживания является междуречье Ветлуги и Вятки.
Этногенез
В раннем железном веке в Волго-Камье сформировалась ананьинская культура (VIII-III века до н. э.), носители которой были предками марийцев, коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов. Начало формирования народов относится к началу I тысячелетия нашей эры.
Территория формирования марийских племен — правобережье Волги между устьями Цивиля и Суры и левобережье с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составляли потомки ананьинцев, испытавших влияние позднегородецких племен.
Марийцы из этого района расселились в восточном направлении до Вятки и в южном до Казанки.
История
Считается, что впервые о черемисах упоминает готский историк VI века Иордан.
Бронзовый век марийских племен представлен Усть-Ветлужским могильником, относящимся к сейменско-турбинскому феномену и отражающим феномен миграции индоевропейцев. Также в крае есть свидетельства пребывания абашевской и приказанской культур. По находкам стоянки у деревни Чирки Оршанского района А. Халиков выделил «чирковско-сейминскую культуру» эпохи бронзы, известную в археологической литературе как чирковская культура. В. Третьяков видел основу чирковской культуры в балановской культуре.
В раннее Средневековье (VI-VII вв.) формируется древнемарийская культура. Область формирования— правобережье Волги между устьями Цивиля и Суры и противоположное левобережье с нижним Поветлужьем. По мнению А. Смирнова и Г. Архипова, основу марийцев составляли потомки ананьицев и позднегородецкие племена. Исследования 1990-х (Т. Никитиной, Н. Грибова) показали, что древнемарийская культура наследует населению культуры могильников ахмыловско-безводнинского типа наравне с культурой муромы. Марийцы расселились вплоть до Вятки и до Казанки. Помимо территории Марий Эл марийцы жили на территориях современных Кировской, Нижегородской, Костромской областей, а также Чувашии.
В IX веке марийские племена попали под власть хазар. В IX веке вошли в состав Волжской Булгарии. C 922 года в Волжской Булгарии распространяется ислам, однако марийцы сохраняли традиционные языческие представления. В середине XIII века край вошел в состав Золотой Орды . В XIII-XV веках марийцы (черемисы) входили в состав Золотой Орды, а затем выделившегося Казанского ханства. В ходе военных действий между Казанским ханством и Московским государством марийцы принимали то одну, то другую сторону. После завоевания в 1552 году Казанского ханства зависевшие от него марийские земли стали частью Московского царства.
Процесс присоединения был крайне кровопролитным и вылился в три восстания — так называемые Черемисские войны 1552-1585 годов.
Вторая Черемисская война носила антифеодальный и национально-освободительный характер. Марийцы сумели поднять соседние народы. В войне приняли участие все народы Приуралья и Поволжья, а также были набеги со стороны Сибирского и Крымского ханств, Ногайской Орды и Османской империи. Война началась после похода крымского хана Дивлет-Гирея, закончившегося сожжением Москвы.
4 ноября 1920 в составе РСФСР провозглашена Марийская автономная область, 5 декабря 1936 образована МАССР.
Антропологический тип
Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, который отличается от классических вариантов уральской расы большей долей монголоидного компонента. Встречаются и носители европеоидного типа.
По внешнему облику марийцы входят в древнеуральскую общность, в результате метисации с европеоидами давшей начало антропологическим типам финно-угорских народов.
Язык
Марийские языки входят в финно-волжскую группу финно-угорской ветви уральских языков.
В России, по данным переписи 2002 года, марийским языком владеют 487 855 человек. Среди 604 тысяч марийцев родным языком владеют 464 тысяч человек (76,8 %), русским — 587 тысяч человек (97,2 %), то есть распространено марийско-русское двуязычие. Среди 312 тысяч марийцев в Марий Эл языком владеют 262 тысяч человек (84,2 %), а русским — 302 тысяч человек (97,0 %).
Традиционная одежда
Основными видами одежды марийцев были тувыр (рубаха туникообразного покроя), йолаш (штаны), а также шовыр (кафтан); одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), или поясом (ӱштӧ).
Мужчины носили войлочные шляпы с полями, накомарник или шапку. На ногах носили кожаные сапоги, а затем — лапти и валенки, заимствованные из русского костюма. Для работ в болотистой местности к обуви прикреплялись специальные деревянные платформы (кетырмы).
У женщин распространены были поясные подвески — украшения из раковин каури, бисера, застежек, монеток и пр. Также существовали три вида головных уборов: шимакш (конусовидный колпак с затылочной лопастью; заимствованная у русских сорока, шарпан (головное полотенце с очельем).
Схожим с удмуртским и мордовским головным убором являлась шурка.
Религия
Кроме православия, у марийцев существовала своя традиционная религия, которая и в настоящее время сохраняет в духовной культуре определенную роль. Приверженность марийцев к традиционной вере вызывает интерес у журналистов из России и Европы. Марийцев иногда называют «последними европейскими язычниками». Марийская религия основана на вере в природные силы, которую люди должны уважать и почитать.
В XIX веке традиционная марийская религия подверглась гонениям. Например, в 1830 году по приказу министра внутренних дел, к которому от Святейшего Синода поступило обращение, был взорван Чумбылат курык – место молений. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало предполагаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не самому камню, а жившему там божеству.