Эвены — это сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Религия и обычаи эвенов
Эвены являлись одним из самых христианизированных народов, чему способствовала миссионерская деятельность. В районах расселения эвенов строились православные часовни и церкви. В 1850-е годы протоиерей С. Попов опубликовал на эвенском языке Евангелие, тексты молитв и «Тунгусский букварь», составленный на церковной основе. Священник А. Аргентов, указывал, что язычники на Колыме «вывелись» в начале XIX века. Христианством были охвачены почти все стороны жизни эвенов. Гижигинские эвены заключали с коряками браки лишь если они принимали православие. В убранстве жилища обязательными были иконы, которые перевозились при перекочевке на специально предназначенном для этого олене.
В религиозных представлениях существовал культ стихий и «хозяев» природы. Особое место занимало поклонение солнцу. Развиты были промысловые культы, шаманизм, культу духов-хозяев природы. До XIX века практиковалось воздушное захоронение на свайных помостах или деревьях. Приняв православие, эвены начали умерших хоронить в земле, ставя кресты над могилой. В XVII—XVIII веках эвены одевали покойников в лучшее платье, соответствующее времени года, укладывали в колоду из дерева и ставили ее на столбы или на деревья. Заколов нескольких оленей, их кровью обагряли деревья и гроб. Чум умершего и его имущество оставляли под деревьями. Индигирские ламуты покойников хоронили головой на запад, поскольку верили, что он «отправляется на восток». Томпонские эвены обряжали покойников в сшитую без узлов одежду, чтобы облегчить освобождение души, когда «она начнет путешествие». Обычай удушения оленей, как предполагают ученые, является древнейшим тунгусским способом умерщвления животных при совершении похоронного обряда.
Большое значение в эвенском фольклоре занимали сказки и были-предания. Среди сказок выделяются сказки о птицах и животных, по содержанию близкие к сказкам эвенков. Части сказаний о героях, например, речи, поются. Среди былин интересны былины о женщинах, побеждающих мужчин в состязаниях. При исполнении произведений эпического характера использовалась песенная передача и для героев существовали свои, особые мелодии.
В традиционном искусстве эвенов значительное место имеет хороводный танец, имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при традиционных ежегодных встречах. Они вселяли небольшим группам эвенов чувство единения, уверенность в преодолении всех невзгод, веру в добро. Распространение имел культ солнца, в жертву которому приносили оленей. Поводом для жертвоприношений была болезнь одного из членов общины. Общинниками совершалось жертвоприношение, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя выбирали с помощью гадания или его указывал шаман.
Известны эвенские писатели (Н. Тарабукин, А. Черканов), писавшие на родном языке. Сейчас возрождаются традиционные праздники (Уркачак, Эвинэк, Праздник оленевода).
Хозяйство эвенов
В хозяйстве эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на пушного и мясного зверя, рыболовство. Исторически, хозяйство эвенов сформировалось в виде комплексной экономики, которая сочетала занятия таежными промыслами, оленеводством и рыболовством. У эвенов на Охотском побережье зафиксированы три зональные хозяйственные группы: горно-таежная, не связанная с приморским регионом (оленеводческая); промежуточная, составлявшая 70 % эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, которую составляли эвенские хозяйства, утратившие оленей (промысловая). Хозяйственный цикл делился на шесть периодов, четыре соответствовали основным временам года, предвесенний и предзимний имели значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из периодов определял сочетание видов хозяйственной деятельности, организации поселений, способов кочевания. Время отсчитывалось по месяцам, с использованием двух разных видов календарей. Более традиционный календарь велся «по частям тела». Охотские эвены вели отсчет года с сентября (месяц «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой)) и заканчивали августом (месяц «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой)). Другой календарь был православным, и для его ведения использовалась деревянная дощечка, на которой особые метки обозначали сезоны, месяцы и дни, церковные праздники, семейные даты.
Значительно по территории расселения варьировал транспорт. На Охотском побережье у эвенов господствовало вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного транспорта, он сосуществовал с вьючно-верховым оленеводством, традиционным для тунгусов.
Материальная культура сочетает элементы разного происхождения. При наличии кочевых стойбищ эвены устраивали летние стоянки. Разнообразные жилища — тунгусский чум с ровдужным или берестяным покрытием. Заимствованные типы адаптировались в соответствии с эвенской традицией: ориентировка входа зимой на юг, а летом на северо-запад, отсутствие пологов в жилище, устройство очага, социализация пространства. Во время зимних кочевок охотились на мясного и пушного зверя. Волк считался запретным животным для охоты.
Одежда эвенов по составу и покрою костюма была схожа с эвенкийской. Вышивка располагалась по краям и швам одежды, чтобы «мешать» проникновению в одежду злых духов. Орнаменту в одежде придавалась сакральная сила, внушающая владельцу вещи чувство неуязвимости и уверенности, мужество и силу.
Социальная организация эвенов
В XVII-XVIII веках эвены продолжали сохранять патриархально-родовые отношения. Они были разделены на экзогамные патрилинейные роды, часто рассеянные на большом пространстве. Роды дробились, и их части дополнительно к родовым названиям получали порядковые номера. Уже данные XVII века позволяют говорить о далеко зашедшем разложении кровного рода и имущественной дифференциации. В ее основе лежало владение оленями. Бытовал обычай «нимат», заключавшийся в коллективном распределении продуктов охоты. Охотник по возвращении с охоты должен был отдать добычу одному из соседей, который распределял ее между семьями, оставляя самому охотнику только шкуру и незначительную часть туши. Нимат особенно строго соблюдался при добыче медведя, который считался у эвенов священным животным.
В XVII веке семьи эвенов были патриархальными. В отношениях отмечалось независимое положение женщин. До раздела с отцом сыновья пребывали в зависимости от него.
За невесту эвены уплачивали калым. Стоимость калыма (тори) могла превосходить приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и родственники невесты привозили ее вместе с приданым к родителям жениха. Невеста объезжала чум по солнцу три раза, а затем родители вручали ее жениху. После обряда невеста входила в чум, где для молодых был подвешен новый полог. В своем котле она варила мясо оленя. Приданое развешивалось на обозрение вне чума.
Ребенку при рождении выделяли определенное количество оленей в стаде. Девушка, выходя замуж, в приданое получала стадо, образовавшееся от размножения оленей.