Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История народов России: эвены

Определение 1

Эвены — это сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.

Религия и обычаи эвенов

Эвены являлись одним из самых христианизированных народов, чему способствовала миссионерская деятельность. В районах расселения эвенов строились православные часовни и церкви. В 1850-е годы протоиерей С. Попов опубликовал на эвенском языке Евангелие, тексты молитв и «Тунгусский букварь», составленный на церковной основе. Священник А. Аргентов, указывал, что язычники на Колыме «вывелись» в начале XIX века. Христианством были охвачены почти все стороны жизни эвенов. Гижигинские эвены заключали с коряками браки лишь если они принимали православие. В убранстве жилища обязательными были иконы, которые перевозились при перекочевке на специально предназначенном для этого олене.

В религиозных представлениях существовал культ стихий и «хозяев» природы. Особое место занимало поклонение солнцу. Развиты были промысловые культы, шаманизм, культу духов-хозяев природы. До XIX века практиковалось воздушное захоронение на свайных помостах или деревьях. Приняв православие, эвены начали умерших хоронить в земле, ставя кресты над могилой. В XVII—XVIII веках эвены одевали покойников в лучшее платье, соответствующее времени года, укладывали в колоду из дерева и ставили ее на столбы или на деревья. Заколов нескольких оленей, их кровью обагряли деревья и гроб. Чум умершего и его имущество оставляли под деревьями. Индигирские ламуты покойников хоронили головой на запад, поскольку верили, что он «отправляется на восток». Томпонские эвены обряжали покойников в сшитую без узлов одежду, чтобы облегчить освобождение души, когда «она начнет путешествие». Обычай удушения оленей, как предполагают ученые, является древнейшим тунгусским способом умерщвления животных при совершении похоронного обряда.

«История народов России: эвены» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Большое значение в эвенском фольклоре занимали сказки и были-предания. Среди сказок выделяются сказки о птицах и животных, по содержанию близкие к сказкам эвенков. Части сказаний о героях, например, речи, поются. Среди былин интересны былины о женщинах, побеждающих мужчин в состязаниях. При исполнении произведений эпического характера использовалась песенная передача и для героев существовали свои, особые мелодии.

В традиционном искусстве эвенов значительное место имеет хороводный танец, имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при традиционных ежегодных встречах. Они вселяли небольшим группам эвенов чувство единения, уверенность в преодолении всех невзгод, веру в добро. Распространение имел культ солнца, в жертву которому приносили оленей. Поводом для жертвоприношений была болезнь одного из членов общины. Общинниками совершалось жертвоприношение, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя выбирали с помощью гадания или его указывал шаман.

Известны эвенские писатели (Н. Тарабукин, А. Черканов), писавшие на родном языке. Сейчас возрождаются традиционные праздники (Уркачак, Эвинэк, Праздник оленевода).

Хозяйство эвенов

В хозяйстве эвенов сочетались кочевое оленеводство, охота на пушного и мясного зверя, рыболовство. Исторически, хозяйство эвенов сформировалось в виде комплексной экономики, которая сочетала занятия таежными промыслами, оленеводством и рыболовством. У эвенов на Охотском побережье зафиксированы три зональные хозяйственные группы: горно-таежная, не связанная с приморским регионом (оленеводческая); промежуточная, составлявшая 70 % эвенских хозяйств (оленеводческо-промысловая) и приморская, которую составляли эвенские хозяйства, утратившие оленей (промысловая). Хозяйственный цикл делился на шесть периодов, четыре соответствовали основным временам года, предвесенний и предзимний имели значение для оленеводческого хозяйства. Каждый из периодов определял сочетание видов хозяйственной деятельности, организации поселений, способов кочевания. Время отсчитывалось по месяцам, с использованием двух разных видов календарей. Более традиционный календарь велся «по частям тела». Охотские эвены вели отсчет года с сентября (месяц «подымающейся тыльной поверхности кисти руки» (левой)) и заканчивали августом (месяц «подымающейся кисти руки, сложенной в кулак» (правой)). Другой календарь был православным, и для его ведения использовалась деревянная дощечка, на которой особые метки обозначали сезоны, месяцы и дни, церковные праздники, семейные даты.

Значительно по территории расселения варьировал транспорт. На Охотском побережье у эвенов господствовало вьючно-верховое оленеводство сибирского типа. В местах распространения упряжного транспорта, он сосуществовал с вьючно-верховым оленеводством, традиционным для тунгусов.

Материальная культура сочетает элементы разного происхождения. При наличии кочевых стойбищ эвены устраивали летние стоянки. Разнообразные жилища — тунгусский чум с ровдужным или берестяным покрытием. Заимствованные типы адаптировались в соответствии с эвенской традицией: ориентировка входа зимой на юг, а летом на северо-запад, отсутствие пологов в жилище, устройство очага, социализация пространства. Во время зимних кочевок охотились на мясного и пушного зверя. Волк считался запретным животным для охоты.

Одежда эвенов по составу и покрою костюма была схожа с эвенкийской. Вышивка располагалась по краям и швам одежды, чтобы «мешать» проникновению в одежду злых духов. Орнаменту в одежде придавалась сакральная сила, внушающая владельцу вещи чувство неуязвимости и уверенности, мужество и силу.

Социальная организация эвенов

В XVII-XVIII веках эвены продолжали сохранять патриархально-родовые отношения. Они были разделены на экзогамные патрилинейные роды, часто рассеянные на большом пространстве. Роды дробились, и их части дополнительно к родовым названиям получали порядковые номера. Уже данные XVII века позволяют говорить о далеко зашедшем разложении кровного рода и имущественной дифференциации. В ее основе лежало владение оленями. Бытовал обычай «нимат», заключавшийся в коллективном распределении продуктов охоты. Охотник по возвращении с охоты должен был отдать добычу одному из соседей, который распределял ее между семьями, оставляя самому охотнику только шкуру и незначительную часть туши. Нимат особенно строго соблюдался при добыче медведя, который считался у эвенов священным животным.

В XVII веке семьи эвенов были патриархальными. В отношениях отмечалось независимое положение женщин. До раздела с отцом сыновья пребывали в зависимости от него.

За невесту эвены уплачивали калым. Стоимость калыма (тори) могла превосходить приданое в два-три раза. После уплаты калыма родители и родственники невесты привозили ее вместе с приданым к родителям жениха. Невеста объезжала чум по солнцу три раза, а затем родители вручали ее жениху. После обряда невеста входила в чум, где для молодых был подвешен новый полог. В своем котле она варила мясо оленя. Приданое развешивалось на обозрение вне чума.

Ребенку при рождении выделяли определенное количество оленей в стаде. Девушка, выходя замуж, в приданое получала стадо, образовавшееся от размножения оленей.

Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot