Энцы — это коренной малочисленный самодийский народ.
Этноним «энцы» был предложен советским ученым Г. Прокофьевым в 1930-е годы и образован им от «эннэчэ», что переводится как «человек». Тундровые энцы себя называли «сомату»; лесные энцы — «пэ-бай», или использовали родовые названия.
Происхождение
В этногенезе участвовали как коренные племена северной Сибири, так и продвигавшиеся из бассейна Томи и со среднего Енисея самодийцы, ассимилировавшие аборигенное население. В новгородском памятнике XV века энцы упоминаются впервые под названием «монголзеи» — от названия рода Муггади, Монгкаси или Моггади (с этим наименованием связано и название основанного в землях энцев в 1601 году острога Мангазея). Название рода происходит от слова могга — «лес», поскольку его представители обитали в лесу. Энцы ранее состояли из патрилинейных родов: Бай, Моггади, Лодоседа, Аседа, Ючи, Чор, Солда и Садо. В настоящее время названия родов переведены на русский язык. Например, Моггади — Болины (это название обозначает «полено, лес»). Представители рода Бай имеют фамилию "Силкины", поскольку они имели «силу», власть и много оленей.
В XVII веке энцы кочевали в бассейне Турухана и Таза и лесотундре между низовьями Енисея и Таза, но к концу века под натиском селькупов с юга и ненцев с запада они отступают на восточные низовья Енисея.
Численность и расселение
Б. Долгих указывал, что численность энцев в XVIII веке превышала 3 тысячи человек. По переписи 1926 года насчитывалось 376 энцев. По данным переписи 1989 года, в РСФСР проживало 198 энцев, а во всем СССР — 209 энцев, из которых энецкий язык считало родным лишь 46 % (впрочем, в данных переписи многие энцы записаны нганасанами и ненцами; по данным этнографических исследований численность энцев составляла 340 человек). В 1989 году большая часть энцев (103 человека) жила на территории Таймырского автономного округа.
В 2002 году численность энцев в РФ составила 237 человек, в том числе 213 человек — в Красноярском крае, в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе (197 человек, из которых энецким языком владели 66 человек (33,5 %).
Наибольшее количество энцев (86 человек) в 2002 году проживало в поселке Потапово, населенном лесными энцами. Тундровые энцы живут в поселке Воронцово. В обоих поселках население является многонациональным.
Также энцы живут в районе поселка Усть-Авам, города Дудинка в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Несколько энцев проживают в городе Дудинка, некоторые — в других населенных пунктах Таймыра.
Тундровые энцы, платившие ясак в Хантайском зимовье, составляли две трети от численности всего народа. Летом они кочевали в тундре между Пурой и Енисеем, зимой откочевывали в лесотундру между озером Пясино и рекой Малая Хета. Группа состояла из нескольких родовых объединений (Бай, Сомату, Могади или Муггади) и имела самоназвание сомату-онэйэннэчэ. Энцы называли их маду (родственники по жене).
Лесные энцы выплачивали ясак в Карасинском зимовье и кочевали в лесной зоне между Дудинкой и Игаркой. В их состав входили родовые объединения Ючи, Муггади и ряд семей группы Бай. Групповая этнографическая специфика во многом утрачена, и они рассматриваются как чисто территориальные подразделения.
Хозяйство и быт
Основу энецкого хозяйственного уклада составляют пушной промысел, домашнее оленеводство, рыболовство и охота на дикого оленя. При охоте на оленя применялись лук и ловушки с сетями, при охоте на пушного зверя применялись «пасти» — ловушки давящего типа.
Основное энецкое жилище — близкий к ненецкому конический чум, но отличавшийся меньшим размером покрытия-нюка (для покрытия чума энцам требовались четыре нюка, а в ненецком чуме – два). Зимним жилищем выступал нартяной чум — по конструкции близкий к долганскому, но с дверью на левой стороне.
Традиционный комплекс энецкой одежды у этнотерриториальных групп различался: у лесных энцев распространение имела ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды был сходным с нганасанским: в основе лежала парка (распашная у женщин и глухая у мужчин), состоявшей из двух шуб — верхней (длинной с мехом внутрь) и нижней (доходившей до колен с мехом наружу). Обе шубы шились из оленьих шкур, а по подолу делалась оторочка из собачьего меха. Женскую парку дополняли комбинезоном, а мужскую — штанами. В настоящее время одежда энцев вышла из употребления.
Социальная структура
Оленеводческо-промысловое энецкое хозяйство требовало гибкой системы общественной организации, основы которой базировались на принципах родства и на территориальных связях. В обществе главенствующую роль играл мужчина. Женская деятельность ограничена домашним производством. Количественный состав малых семей был небольшим, что объясняется высоким уровнем детской смертности. Предпочтительным было рождение мальчика. При рождении ребенку давали имя-прозвище, связанное с внешностью или обстоятельствами рождения. В быту энцы используют не имена, а прозвища, которым обладает каждый человек. Один человек может иметь их несколько.
Фольклор, верования и обряды
Энецкий фольклор состоял из двух жанров: сюдбичу и деричу. От корня слова «деричу» образованы такие слова как «рассказывать, говорить, весть, известие» и к жанру относятся исторические предания, рассказы о прошлом, сказки, легенды, мифы, рассказы о жизни полуоседлых охотников на диких оленей. «Сюдбичу» — это эпические произведения о богатырях-оленеводах, странствующих в поисках жены и богатств, сражающихся с врагами, в том числе с великанами-людоедами.
Официально лесные энцы были обращены в православие, но обе группы энцев сохраняли культы природных явлений и поклонение местным духам-хозяевам, которым приносили жертвы (кусочки сукна, оленье мясо, деньги). Главенствующее место в пантеоне занимали Дюба-нга (давший оленей) и его мать Дя-меню («мать земли»).
Согласно проведенным этнографическим исследованиям, энцы в древности практиковали обряд воздушного погребения.