Биографическая справка
Небольшое аварское селение Гимры известно тем, что здесь в 1797 г родился Шамиль, будущий предводитель горцев. При рождении его назвали Али, в честь деда, но затем дали ещё одно имя – Шамиль. Рос он болезненным мальчиком, но, получив новое имя, начал поправляться и скоро всех окружающих поражал здоровьем, силой и энергией.
Отличался он угрюмой наружностью, сильной волей, большой любознательностью и гордым нравом. Отличался большим пристрастием к холодному оружию, особенно к шашкам и кинжалам, популярным на Кавказе.
Рисунок 1. Имам Шамиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его образованию, которое он получил к 20-ти годам – логика, грамматика, арабский язык, риторика, законоведение, завидовали многие его современники.
Детским другом Шамиля был имам Гази-Мухаммед, проповеди которого сильно увлекли юношу. В то время быстро распространялся мюридизм, что в дословном переводе означает «ищущий путь к спасению», хотя его обряды и учения мало чем отличались от классического ислама.
Шамиль увлекся этим учением. Гази-Мухаммед в 1828 г (точная дата неизвестна) был избран первым имамом и объявил священную войну против России. Присоединившись к нему в 1832 г., Шамиль принимает участие в боях с русскими войсками. Гази-Мухаммед погиб в ауле Гимры, а сильно раненный Шамиль сумел спастись.
Поправившись, он становится активным помощником второго имама – Гамзат-бека, собирает войско, добывает материальные средства, командует экспедициями против русских и против всех врагов имама.
Гамзат-бек погибает в 1834 г и Шамиль, обладая военным талантом, организаторскими способностями, настойчивостью, выдержкой, становится имамом. Своей твердой и непреклонной волей он воодушевлял горцев к самопожертвованию и повиновению своей власти.
Резиденция Шамиля – аул Гоцатль, в 1834 г была захвачена русским генералом Клюгенау, и Шамилю пришлось отступить на север Дагестана. Здесь, укрепив свою власть среди горцев, он снова возобновляет борьбу.
Больших успехов в борьбе Шамиль добивается в 1838 г, прежде, потерпев поражение в 1837 г. Ему пришлось заключить перемирие и выдать заложников.
На руку Шамилю сыграли народные волнения в Южном Дагестане и Азербайджане. За несколько лет Северо-Восточная часть Кавказа оказалась в подчинении Шамиля.
Перейдя на тактику партизанской войны, Шамиль постоянно тревожил русские гарнизоны. Чувствуя свою силу к 1835 г., он осадил правителя Аварии в Хунзахе.
Против Шамиля в 1839 г на Кавказ прибывает экспедиция, во главе которой стоит генерал П.Х. Граббе. Шамиль находится в крепости на горе Ахульго, штурм которой начинается 21 августа 1839 г. В ходе штурма погибает его дядя, жена с маленьким ребенком на руках, а сестра имама бросается в пропасть. Самому Шамилю с небольшим отрядом удалось скрыться в горах Аварии.
Свои военные действия он возобновляет в Чечне в 1840 г, где вспыхивает восстание, вызванное стремлением русских разоружить чеченцев. К концу года вся Чечня находится под контролем Шамиля.
Власть третьего имама достигла своего апогея в 1843-1847 гг. Шамиль ведет освободительную борьбу за построение государства, в основе которого должны были лежать предписания Всевышнего, и ему удалось объединить почти всех горцев Чечни и Дагестана.
Реформы Шамиля
Вся его жизнь была посвящена созданию имамата, т. е. теократического государства, в основе которого лежат принципы шариата.
Для решения политических, религиозных, административных и судебных обязанностей в 1842 г создается совет (диван), в состав которого вошли приближенные Шамиля.
Свод правовых положений, получивших название «Низам» (Порядок), принимается в период 1842-1847 гг. Свод включал постановления и правила, соответствующие требованиям шариата и дополнялся с учетом тех или иных конкретных обстоятельств.
В сборнике рассматривались вопросы женитьбы и наследства, торговли и мены, наказания за драки и поножовщину, положения об общественной казне, содержании административных лиц и др.
Важными были пункты, запрещающие народные увеселения, кровную месть, умыкание и выкуп невест. За 25 лет правления Шамиля в Чечне и Дагестане были распространены суфийские тарикаты, оказывающие и сегодня свое влияние на повседневную жизнь народа.
Основа горского общества – традиционная община, осталась в неприкосновенности и стала социальной опорой его государства.
Административный аппарат, сложившийся под руководством Шамиля, состоял из наибов и мюридов. Наибы собирали налоги, набирали рекрутов, наблюдали за исполнением законов шариата.
При наибах находились муфтии, руководившие деятельностью судей. Они же толковали мусульманские законы и решали спорные вопросы.
Наибы на первых порах назначали и смещали муфтиев, судили и казнили жителей наибства, но приговор о смертной казни утверждал сам имам.
Главная цель реформ Шамиля заключалась в смене власти ханов и беков и установлении имамо-наибской власти.
Однако это вызывало у населения решительный отпор, т.к. шло вразрез с традиционным укладом жизни горцев. Так, например, полный крах потерпела попытка Шамиля заменить суд по адату шариатским судом.
Новый порядок имам насаждал жесткими и часто жестокими методами, например, он уничтожил весь восставший аул Цонтери.
Шамиль не устанавливал связи с христианскими политиками, ориентировался на турецкого султана и с большим недоверием относился к западным странам.
Первенство духовной власти признавал за османским султаном в дипломатической переписке.
Реформы, проведенные Шамилем, давали ему возможность почти четверть века сопротивляться военной машине Российской империи. И после того, как Шамиль попал в плен, начатые им преобразования в жизнь проводили наибы, перешедшие затем на русскую службу.
Падение имамата
Одержав крупные победы над русскими войсками в 1840-х годах, к середине 1850-х он Шамиль становится суверенным правителем.
В своих руках Шамиль сосредотачивает верховную, светскую и религиозную власть. Официально принимает титул халифа и напрямую связывает себя с преемником Мухаммеда.
К концу 1850-х годов его движение пошло на спад. К началу Крымской войны 1853-1856 гг. Шамиль активизирует свои действия и рассчитывает на помощь Великобритании и Турции.
Ему не удается наладить взаимодействие с турецкими войсками, а Англия и Франция ограничиваются только поставками оружия, поэтому Шамиль терпит неудачу.
Россия в 1856 г заключила Парижский мирный договор и сосредоточила против Шамиля значительные силы. Главнокомандующими Кавказского корпуса, преобразованного в армию численностью 200 тыс. человек, были назначены генералы Н. Муравьев и А. Барятинский.
Недовольные политикой Шамиля и уставшие от войны чеченцы в 1858 г восстали против имама, а в апреле 1859 г. его резиденция в ауле Ведено, пала.
Последние очаги сопротивления на территории Чечни к середине июня были подавлены, а сам Шамиль бежал в аул Гуниб в Дагестан, где был осажден и сдался в плен на почетных для него условиях.
Рисунок 2. Пленение Шамиля. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вместе с близкими родственниками и верными слугами он прибывает в Калужскую ссылку 10 октября 1859 г. Размещаются они в лучшей гостинице города, принадлежавшей французу Кулону, а позже – в доме помещика Сухотина, где им выделяется 13 комнат и сад.
Александр II на содержание Шамиля ежегодно выделяет из царской казны 30 тыс. рублей. Шамиль получает разрешение в 1866 г переехать для проживания в Киев, после того как 16 августа этого же года он вместе с сыновьями принимает присягу на верность российскому императору в зале калужского Дворянского собрания.
Незадолго до смерти Александр II позволяет Шамилю в 1870 г выехать в Мекку для паломничества. После хаджа он посещает Медину, где и умирает 4 февраля 1871 г. Похоронили его в Медине на кладбище Аль-Бакия.
Гази Магомед – один из трех сыновей имама, стал турецким генералом. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. он был командиром добровольческого кавказского отряда. Внук Шамиля от младшего сына – Саид-Шамиль в 20-е годы воевал с русскими в Дагестане. Что касается третьего сына – Магомеда-Шафи, то он стал русским генералом.