Общая характеристика
По численности верующих ислам был второй религией Российской империи. В 1917 году в России было 20 млн мусульман.
Мусульманские народы находились в разном правовом положении:
- Башкиры и татары в своих правах были близки к русским и призывались в армию;
- Казахи и горцы Северного Кавказа были ограничены в правах;
- население протекторатов — Бухарского эмирата и Хивинского ханства — вовсе не были подданными.
В начале XVIII века власти безуспешно пытались христианизировать мусульман принудительно. С середины XVIII века российские власти через мулл поддерживали исламизацию степных окраин. С конца XIX века шла русификация мусульман и постепенная замена мусульманских институтов на общеимперские.
К 1917 году оформился лояльный слой консервативного мусульманского духовенства (некоторые получали жалованье из казны). Мусульманская оппозиция не была большой и вела борьбу против властей и лояльного духовенства. Политическая активность мусульман в России была небольшой — в 1905—1907 годах мусульмане не сыграли в революции существенной роли, во всех созывах Государственной думы мусульманские фракции были малочисленны. Мусульманское население в целом было лояльным царской власти, что проявилось в Первую мировую войну, когда большинство мусульман России не поддержало призыв к джихаду, провозглашённый духовенством Османской империи.
В России к 1917 году сформировалась мусульманская культура: развитые периодическая печать и книгоиздание, мечети, система мусульманского образования. Власти России поддерживали хадж. На рубеже XIX—XX веков в мусульманской интеллигенции на сформировалось движение за обновление общины. Движение боролось с консервативным духовенством. Мусульманская интеллигенция в целом поддержала Февральскую революцию. Недовольство части мусульман вызвало переселение на их земли русскоязычного населения. В результате между мусульманами и поселившимися на мусульманских землях христианами существовали конфликты на почве земельных отношений: между мусульманами Казахстана и Киргизии и столыпинскими переселенцам, между казаками и горцами Северного Кавказа.
История ислама в Российской империи
Во время провозглашения Российской империи страна включала мусульманские земли в Поволжье и Приуралье. На юге Россия граничила с мусульманскими странами — Крымским ханством, жузами Казахстана, полунезависимыми государствами Северного Кавказа. Многие мусульманские местности находились рядом с границей.
Ситуацию усугубляло то, что духовный центр мусульман находился в Османской империи, с которой Россия вела частые войны. В течение XVIII века власти России расширили контроль над мусульманами — были подавлены башкирские восстания, под российское покровительство перешли мусульмане казахских степей, было присоединено Крымское ханство. Во второй половине XIX веке Россия присоединила Кавказ, казахские степи и часть территории Средней Азии. В Средней Азии в качестве протекторатов были сохранены Бухарский эмират и Хивинское ханство.
Политика Российской империи по отношению к мусульманам
Политика власти по отношению к мусульманам постепенно менялась. В первой половине XVIII века проводилась принудительная христианизация в Приуралье и Поволжье. Позже ряд восстаний башкир заставил власти отказаться от принудительной христианизации. При Екатерине II стал формироваться лояльный слой духовенства, противопоставленный зарубежному влиянию. царская власть с недоверием относилась к бродячим дервишам из Средней Азии, опасаясь их влияния на подданных. Учреждённый в 1819 году Азиатский комитет в 1832 году предписал отказывать иностранным дервишам в просьбах принять российское подданство.
В Уложенной комиссии интересы иноверцев представлял депутат-бухарец В. Хансеинов.
В конце XIX века российские власти начали активно вмешиваться в жизнь мусульман, пытаясь ее регламентировать. Имела место русификация, сопровождавшаяся переселением на мусульманские земли русскоязычных крестьян. Русские проникали даже на территорию Бухарского эмирата. В Восточной Бухаре (южный и центральный Таджикистан) согласно российско-бухарскому договору запрещалось вести просветительскую деятельность. Но в начале XX века даже в этой окраине эмирата проживали 50 тысяч русских и существовали русские селения: Сарай-Камар, Каратаг, поселок золотого рудника Жураво-Покровского.
В начале XX века власти империи относились к мусульманам лояльно. Не встречались ситуации принудительного обращения в православие. Имели место случаи добровольного крещения, но встречались они нечасто.
Исповедовавшие ислам военнослужащие имели возможность есть халяльную пищу и получать специальные варианты наград. С 1844 года власти Российской империи выпускали для награждения отличившихся военнослужащих-мусульман специальный вариант ордена Святого Георгия, на котором был изображён двуглавый орел.
В армии имелся институт военных имамов и мулл, которые получали жалование, как и полковые православные священники; мусульмане присягу приносили в мечетях на Коране. Мусульманские духовные лица в Закавказье имели льготы, в том числе право на казённую пенсию.
Власти не только разрешали строить мечети, но и финансировали их строительство за счёт казны.
Власти следили за тем, чтобы обеспечить паломникам возможность хаджа в принадлежавшую Турции Мекку. Для защиты паломников из России в Джидде в 1891—1914 годах действовало консульство Российской империи. Оно должно было следить, чтобы права российских паломников не нарушались местными властями.
Башкиры и казанские татары уступали единоверцам из Средней Азии в плане соблюдения обрядов. Например, поволжские мусульмане практически не совершали хадж.
Официально уровень преступности мусульман Российской империи был невысок. В 1907 году судебными установлениями были осуждены 72898 человек, из которых 2588 лиц были мусульманами, то есть 3,6 % осуждённых. Таким образом, доля осуждённых среди мусульман была ниже их доли среди всех жителей России.