Русское государство (Русское царство) — это государственное образование XV — начала XVIII веков, которое сложилось в конце XV века в результате объединения северо-восточных русских княжеств.
Предпосылки объединения
В Северо-Восточной Руси, находившейся под властью Золотой Орды, начали формироваться новые центры государственности: Новгород, Москва, Тверь. Соперничество выиграла Москва, которая являлась носительницей принципа единовластия.
Важнейшей вехой сплочения русского населения в единую нацию была Куликовская битва. Известный историк И. Н. Данилевский указывает на значение этого события:
«Куликовскую битву безусловно можно назвать одним из ключевых событий. Именно так это воспринимали ближайшие потомки князя Дмитрия Ивановича. И она действительно была серьезным поворотом в сознании и представлениях людей эпохи. Для них, как и для всей истории, это был колоссальный поворот».
Процесс формирования наций практически синхронно начался в русских землях и в Западной Европе. Одновременно шло объединение части русских западных земель в составе Великого княжества Литовского и Русского, где закладывались основы украинской и белорусской наций.
В последней трети XV века Европа обнаружила на востоке новое мощное обширное государство — Московскую Русь. Русский историк В.О. Ключевский подчеркивал:
«Завершение территориального собирания земель северо-восточной Руси Москвой сделало Московское княжество национальным великим государством и придало великому Московскому князю значение национального великорусского государя».
Процесс объединения русских земель
Формирование централизованного Московского государства шло синхронно с появлением централизованных государств в Западной Европе. В 1477 году король Франции Людовик ХI после победы в битве при Нанси присоединил герцогство Бургундию, бывшее последним крупным оплотом сопротивления объединению Франции. В том же 1477 году Иван III начал поход против Великого Новгорода. В январе 1478 году Великий Новгород сдался. Его независимость была сокрушена, вечевой колокол – ее символ — снят с колокольни и отвезен в Москву. За этим событием последовало «стояние» на Угре и освобождение от ордынской зависимости, а в 1485 году — осада Твери и переход ее под власть Москвы. В 1485 году в Англии закончилась война Алой и Белой Роз. Королевский престол занял Генрих VII Тюдор, с именем которого связан переход страны к новой форме правления — абсолютной монархии.
Московский принял не понятный для европейцев титул Государя. По этой причине некоторые предпочитали именовать Ивана III императором, поскольку называться королем он не захотел. Иван III, заключив брак с Софьей Палеолог, породнился с византийскими императорами. Двуглавый орел на гербе Ивана III напоминал об эмблеме Палеологов. При Иване III Московское государство начало «возвращаться» в Европу. Об этом свидетельствуют обмен посольствами с Габсбургами, переписка с императором Максимилианом I, договор и заключение брака наследника князя с дочерью господаря Молдавии Стефана IV, отношения с князьями Мазовии, принятие иностранцев на русскую службу.
Английский историк Норман Дэвис сделал наблюдение:
«…одно из интересных совпадений: современная Америка и современная Россия начинают исторический путь в один год — 1493 год по Рождеству Христову. Европейцы тогда узнали о существовании Нового Света, а московиты узнали, что их Старый Свет не клонится к закату».
Он обосновывает сопоставление тем, что в 1493 году вести об открытии нового континента успели распространиться по Европе. В Московском княжестве ждали конца света в 1492 году, так как это был 7000 год от сотворения мира по православному летоисчислению. Пережив тревожный год, Москва окончательно утвердилась в будущем. Показательно, что к тому времени завершилось строительство нового Кремля, символа государственности. Для его строительства были приглашены итальянские мастера, среди которых Аристотель Фьораванти. Потомки архитектора Фьораванти считались русскими, его внук предположительно участвовал в походе Ивана IV Грозного на Казань.
Влияние византийского фактора на объединение
Усиление Московского государства потребовало идейного и религиозного обоснования. При Иване III в Трехсвятительском Псковском Елеазарове монастыре складывается идеологическая концепция Третьего Рима. Ее смысл заключался в утверждении, что после погибели Константинополя Русь являлась последним хранителем истинной христианской веры. Сравнивая Московского князя с спасшимся от потопа библейским Ноем, Филофей убеждал, что:
- великий православный царь един «во всем поднебесном мире»,
- едина как,«подобная солнцу», православная церковь, совместно с государством утверждающая и защищающая православную веру. Унаследованная от Византии «Симфония» церкви и государства стала обоснованием самодержавного правления.
При Иване III Россия сделала исторический выбор – избрала путь строительства империи.
Со времен Н.М. Карамзина историки, философы и политологи, дискутировали, могла ли Россия пойти по иному пути государственного развития. Исторические альтернативы выглядели следующим образом:
«В конце XV века ввиду экстравертности и динамизма внутреннего развития романо-германских стран, Россия могла остаться частью из стран с судьбой «малой родины». Большая часть западнославянских стран имели этот «статус» … Отсутствие модернизационных явлений на Руси XV—XVI веков ослабляло ее потенциал, негативно влияло на военную мощю, что могло привести к не благоприятному финалу. Не исключалась возможность превращения России в колониальное владение соседей или Турции. Причем из-за размеров русских владений этот процесс неминуемо сопровождался бы распадом единства Северо-Востока».
Пережив эпоху территориального расширения и государственной консолидации в XVI веке, а затем распад во время Смуты, угрожавший уничтожением ее суверенитету, Россия возродила созданную Иваном III государственную модель. Если в Европе это было время укрепления национальных государств, то Россия продолжала развитие как империя. Этому способствовали:
- геополитическое положение;
- территориальный размах;
- авторитарность власти;
- человеческие ресурсы.
Завершилось объединение народов, входивших в состав русских земель. Многонациональный характер империи был продолжением традиционной полиэтничности Древнерусского и Московского государств и следствием присущего империи экспансионизма.