Императрица Елизавета Петровна вошла в историю как первая модница Российской империей. Не удивительно, ведь у нее было 15 тыс. платьев!
Рисунок 1. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Беннер, Жан-Анри (1776-1836), Франция, 1821 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Елизавета очень любила роскошные придворные балы и европейский образ жизни в целом. Именно тяга к светским развлечениям и влекла за собой необходимость в шикарном гардеробе. Известно, что Елизавета никогда не появлялась в одном и том же костюме дважды, и меняла наряды по несколько раз в день.
Можно только догадываться, сколько времени за 20 лет правления императрица тратила на выбор моделей платьев, примерки, подбор материалов, кружев и аксессуаров.
Все это Елизавета закупала у заграничных торговцев. Все иностранные продавцы были обязаны предлагать свои товары в первую очередь русской императрице, а то, что оставалось, предлагали придворным. Штатной придворной должностью стали поставщики-«байеры» парижских модных новинок — товаров, которые, пользовались популярностью у них на родине, незамедлительно отправлялись в Петербург, где императрица выбирала себе образцы тканей и орнаментов.
Елизавета могла переодеваться до семи раз в день.
Мода в эпоху Елизаветы
В 40-е гг. XVIII века женская мода изменилась: юбка стала более широкой, что являлось отражением господствовавшего тогда стиля рококо. Носить такие широкие юбки было неудобно, так как в них нельзя было сесть в карету, во дворцах из-за такой моды даже пришлось расширять дверные проемы. Сесть в таких платьях тоже было невозможно, поэтому решившие отдохнуть дамы просто ложились на пол.
Для изготовления корсетов использовали металл, ивовые прутья и китовый ус.
Также использовались специальные рычажки, с помощью которых регулировалась ширина юбки.
О красоте платьев самой Елизаветы Петровны можно судить по дошедшим до наших времен портретам императрицы.
Рисунок 2. Коронационное платье Елизаветы Петровны. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII века был приталенный силуэт, который расширялся к бедрам и низу. Женщины носили лифы с глубоким декольте, которые плотно прилегали по линии плеч, груди и талии, и широкие каркасные юбки.
Главными элементами женской одежды в ту эпоху были корсаж с глубоким вырезом, пышные юбки, распашное платье. Как правило, модницы XVIII века надевали два платья – нижнее (глухое) и верхнее (распашное). Платья шили из бархата, шелка, парчи, тончайшего полотна и кружев.
Для украшения одежды использовали золото и драгоценности, а пуговицы часто заменяли драгоценные камни.
Модный диктат
Елизавета Петровна своими указами окончательно ввела моду на французское платье и барочный стиль. В этом стиле были обставлены торжественные встречи и балы времен ее правления.
Императрица была очень озабочена унификацией нарядов своих придворных, поэтому регулярно издавала указы, регламентирующие модные тенденции.
Для завтрака и утреннего приема гостей, дневного времени и вечернего выхода в свет предназначались разные платья.
Придворным было запрещено приходить на бал в ношеных платьях. Императрица даже издала указ, согласно которому гвардейцы метили специальными чернильными печатями наряды гостей, чтобы те больше не могли появиться в обществе в этой одежде.
Елизавете было трудно угодить. Она терпеть не могла безвкусных нарядов у придворных дам, но вместе с тем нельзя было допустить, чтобы дама надела платье, похожее на платье императрицы, или превосходящее по красоте наряд ее высочества.
Елизавета могла подойти и испортить даме наряд, прическу или украшение. Она хотела быть первой красавицей империи, поэтому позволяла себе довольно жестоко поступать по отношению к женщинам, которые, как ей казалось, могли затмить ее красоту.
Кроме того, устраивая прием в загородном дворце, Елизавета Петровна требовала, чтобы внешний вид гостей был не только торжественным, но и соответствовал по цветовой гамме интерьерами дворца и сада.
В 1744 году Елизавета ввела новую форму развлечений. Теперь на придворных маскарадах мужчины должны были появляться в женских нарядах, а женщины – в мужских. Такое нововведение, конечно, никому не нравилось, но ослушаться ее никто не смел. Такие мероприятия получили название «превращенные куртаги».
Елизавета прожила 53 года. В последние годы жизни ее мучили обмороки и постоянная слабость. Императрица стала реже появляться на балах, однако, несмотря на это, все же не утратила интерес к шикарным нарядам.