Начало правления Олега
Князь Олег имел прозвище «Вещий», считается, что это прозвище пошло от слова «волхв», то есть, вероятно, Олег имел отношение к языческому жречеству. Происхождение Олега – вопрос дискуссионный. Согласно Повести временных лет Олег был соплеменником Рюрика. Татищев В.Н., ссылаясь на данные Иоакимовской летописи, утверждал, что Олег Рюрику приходился шурином, то есть жена Рюрика была Олегу сестрой. Также есть гипотеза, согласно которой Олег – Одд Орвар, герой скандинавских саг.
После смерти Рюрика в $879$ году, Олег принял правление над Новгородом, так как Игорь был еще мал. Таким образом, Олег стал регентом. В $882$ году Олег покинул Новгород, отправившись в масштабный поход на юг. Согласно летописным сведениям, его войско было многочисленно и разнообразно в этническом плане. Среди воинов были варяги, славяне – ильменские словене и кривичи, финно-угорские племена – чудь, меря, весь. По пути на юг Олег удачно атаковал города Смоленск и Любеч. Он захватил эти города и установил над ними свою власть, посадив наместников.
Заняв ряд городов, Олег с войском достиг Киева. Правителями Киева были Аскольд и Дир, варяги. Олег отправил послов к Аскольду и Диру, представившись купцами и предлагая им обсудить торговые дела. Правители Киева явились на переговоры, и там были убиты.
Рисунок 1. Олег показывает Аскольду и Диру Игоря. Миниатюра из Радзивилловской летописи
Стратегическое положение Киева очень приглянулось Олегу, и он решил туда перебраться вместе со своей дружиной. Князь объявил Киев столицей государства, объединив, таким образом, два центра восточных славян – южный и северный. Именно поэтому основанием Древнерусского государства чаще считается $882$ год, а не время призвания Рюрика на княжение.
Расширение территории и военные походы князя Олега
Следующие годы князь Олег активно расширял территорию нового государства. В 883 году он подчинил насильственным путем племя древлян, в следующем году таким же образом – северян. Следует понимать, что далеко не все союзы восточнославянских племен стремились стать частью одного объединения, поскольку не хотели терять своего независимого положения. Кроме того, несмотря на общее происхождение, различия между племенами все же присутствовали, каждое имело свои особенности и развивалось внутри своей структуры. Племя радимичей перешло под управление Киева добровольно в $885$ году, но нюанс состоит в том, что до этого радимичи платили дань Хазарскому каганату.
Повесть временных лет под $898$ годом помещает появление венгров под Киевом. На самом деле, это произошло несколько ранее, венгры мигрировали на запад.
Князь Олег наиболее известен своими походами на Византию. В $907$ году он с большим флотом отправился в Константинополь. Источники называют цифру в $200$ ладей, каждая содержала $40$ воинов. Правивший в Византии император Лев $VI$ Философ распорядился закрыть город, также оградить гавань цепями. Город это, разумеется, обезопасило, но дало простор варягам для грабежа окрестностей. По данным Повести временных лет князь Олег будто бы поставил корабли на колеса, и они пошли в город. Как бы то ни было, византийцы согласились на мир и определенную выплату. Был составлен договор, по которому Олег получал $12$ гривен за уключину, а Византия обязывалась выплачивать определенную дань, а также Русь получала право торговать беспошлинно. Легендарным жестом похода стало прибивание Олегом к воротам Константинополя щита.
Поход $907$ года многими исследователями считается мифом. Дело в том, что о нем нет сведений в зарубежных источниках, а что касается договора, то он вызывает сомнение тем, что, по сути, является компиляцией более поздних договоров. К слову, походы $860$ и $941$ годов византийскими авторами подробно разобраны. Может быть, поход и имел место, но осады Константинополя, скорее всего, не было.
Через четыре года Олег направил послов в Византию для подтверждения мира и заключения нового договора. Договор $911$ года действительно существовал, поскольку упоминается в греческих источниках. В целом пункты этого договора идентичны раннему, $907$ года (если допускать, что он имел место), однако беспошлинной торговли в тексте уже нет.
Повесть временных лет сообщает, что в $912$ году Олег умер вследствие укуса змеи.
Новгородская первая летопись и аль-Масуди о князе Олеге
Личность князя Олега оставляет много вопросов. В частности, следует отдельно рассмотреть данные Новгородской первой летописи. Дело в том, что эта летопись содержит более ранние сведения, чем Повесть временных лет. Вероятно, она основана на не сохранившемся раннем своде. По данным Новгородской первой летописи Олег был не князем, а только воеводой при князе Игоре. После убийства Аскольда и Дира и захвата Киева Олег якобы вернулся в северные земли, в Ладогу. Там же он умер, но не в $912$, а десятилетием позже.
Однако, как выше сказано, подлинность договора Руси с греками $911$ года доказана. В этом договоре упомянут именно Олег, причем с титулом «великий князь русский». Таким образом, получается, что сведения Новгородской первой летописи противоречат русско-византийскому договору.
Арабский автор Аль-Масуди сообщал, что около $912$ года русский флот, составлявший 500 кораблей, вошел в Керченский пролив. Далее, русы получили разрешение от хазар пройти на Волгу Доном, а затем спуститься в Каспийское море. Результатом этих продвижений стало разорение Азербайджана. Хазары имели свой интерес – они получили половину награбленного. Гвардия хазар называлась ал-ларисия, комплектовалась она из мусульман, и они потребовали мести. Хазары не стали помогать русам, хоть и предупредили об опасности. Грянула битва, в которой мусульмане победили, а уцелевшие русы были уничтожены уже на Волге булгарами и буртасами. Лидер русов у Аль-Масуди не назван. Намеком на Олега может быть только фраза из Новгородской первой летописи «другие сказывают, будто ушел он за море».
Иногда Олега отождествляют с одним из упоминаемых Аль-Масуди славянских правителей: аль-Дир или ал-Олванг. Первого скорее можно соотнести с летописным правителем Киева Диром.
Обстоятельства смерти Олега
Смерть Олега так же полна вопросов, как его происхождение и жизненный путь в целом. По Повести временных лет, перед смертью было небесное знамение. Похоронен князь Олег, согласно Повести временных лет, в Киеве на Щековице. Новгородская летопись, как выше отмечено, продлила Олегу жизнь на десять лет, и согласно этой версии он похоронен в Ладоге, хотя летопись допускает, что он уплыл в поход и не вернулся.
Однако в обоих вариантах смерть Олега наступает от змеиного яда. Согласно легенде, Олег получил от волхвов предсказание, что смерть его настигнет от его же коня. Тогда князь отослал коня, и вспомнил о нем только после его смерти. Посмеявшись, что предсказание оказалось ложным, князь Олег решил посмотреть на останки коня и якобы поставил ногу на его череп. В черепе, согласно легенде, сидела змея, которая и укусила князя.
Вообще сюжет смерти Олега удивительно перекликается с исландской сагой о викинге Орваре Одде, который умер таким же образом – змея укусила на могиле коня. Доподлинно неизвестно, какой из сюжетов был первым. Тем не менее, Олег был исторической личностью, в то время, как Орвар Одд является персонажем саги, записанной в $XIII$ веке по мотивам устного предания.
Следует учитывать, что дата смерти Олега является условной, так же как и иные летописные даты ранней русской истории. Например, Шахматов А.А. обратил внимание, что в $912$ году умер император Лев $VI$ Философ, он был противником Олега, поэтому вполне возможно, что кончину Олега просто подогнали к этой же дате. Например такое же совпадение присутствует и относительно даты смерти Игоря. По летописи он был убит в 945 году, тогда же свергли с престола императора Романа $I$. Кроме того, на искусственность дат наталкивает сравнение продолжительности правления Олега и Игоря: оба княжили $33$ года.