Русский Север — это северные районы Европейской части России.
Преобладающим населением здесь является севернорусская этнографическая группа. Культура Русского Севера сложилась в XVI—XVII веках, в частности, в этот период оформились своеобразные школы живописи, резьбы по дереву и кости, деревянной архитектуры.
Сам термин возник на рубеже XIX-XX веков. Впервые его использовал в путевых заметках архангельский губернатор Александр Энгельгардт.
Русский Север сумел максимально сохранить нетронутой материальную и духовную культуру русского народа, включая и средневековые традиции деревянного зодчества. Подавляющее большинство сохранившихся до наших дней шедевров зодчества находятся именно на Русском Севере. Сельский ландшафт региона сформирован компактными группами (кустами) деревень. Поэтому при названии месторасположения памятника зачастую говорят название куста (к примеру, церковь Рождества Христова в Большой Шалге находится в деревне Казаково).
Общие особенности деревянного зодчества Русского Севера
Русское деревянное зодчество — это сложившееся на Руси традиционное направление архитектуры, имеющее ярко выраженные устойчивые архитектурно-художественные и конструктивно-технические особенности, которые в первую очередь определены основным материалом – деревом.
Согласно исследованию А.Б. Бодэ для новгородской традиции, ярко проявившейся в западной части Русского Севера, более характерны прямолинейные формы: простые двухскатные и прямоскатные, ступенчатые, крещатые покрытия, фронтонные пояса. Более пластичные формы происходят из среднерусских земель, и распространились они в центральных и восточных районах Русского Севера: клинчатые с полицами кровли, покрытия крещатой бочкой и бочкой. Кубоватые и луковицеобразные покрытия, декоративные кокошники могут представлять собой местную переработку среднерусской традиции. Высотность храмов достигается за счёт высоты сруба в западных районах или за счёт высоты завершения (в восточных и южных районах, позднее в западных).
Разнообразие немногочисленных уцелевших памятников Вологодской области не позволяет говорить о сложившихся здесь архитектурных особенностях. Сама Вологда известна сохранившимися памятниками гражданского зодчества XIX—XX веков, украшенных резьбой.
Отличительные черты отдельных районов Русского Севера
Заонежье — полуостров и окружающие острова на севере Онежского озера. Здесь много памятников деревянного зодчества, среди которых — ансамбль Кижского погоста из многоглавых Покровской и Преображенской церквей XVIII века и шатровой колокольни XIX века. Преображенская церковь, воплотившая в композиции, по мнению В. П. Орфинского, главные черты средневекового русского архитектурного идеала (многоглавие, высотность, центричность, примат наружных объёмов над интерьером) и ключевые веяния Московской Руси (акценты на венчающее покрытие), является вершиной развития деревянного зодчества Руси. Духовно и композиционно с Кижами связаны окрестные часовни. Они клетские, с надстроенными в XVIII—XIX веках звонницами. Архаичны памятники окрестностей Сегозера, сочетающие русские и карельские традиции, в том числе небольшие двухсрубные часовни без звонниц.
В северо-западном Прионежье сохранились памятники храмостроительной школы карел-людиков, чертой которых были восьмерики храмового столпа, расширяющиеся последовательно кверху при помощи повалов (Успенская церковь в Кондопоге). В Межозерье (перешеек между Онежским и Ладожским озёрами) верхние восьмерики храмов вепсской школы вставлялись в «раструб» нижнего, раскрывающегося подобно цветку. Парадоксальный приём утяжеления и уширения объёмов кверху позволяет рассматривать эти постройки как памятники сразу двух направлений западно-прионежской школы XVII—XVIII веков. Под влиянием церквей в Кижах и Анхимове в Прионежье до конца XVIII века возводились многоглавые храмы с мотивами ступенчатого восхождения глав, поставленных на бочки. В вепсской интерпретации они приобрели геометризованно-упрощенные очертания завершений в противовес плавным русским формам. Несколько прекрасных памятников находится вдоль течения реки Свирь.
Много памятников сохраняется в Поонежье — вдоль реки Онеги. Для местных храмов особо характерны бочечные и кубоватые покрытия, декоративные кокошники, к архаичной черте следует отнести крещатые планы. Кубоватые храмы концентрируются в нижнем течении, а в верхнем более распространены шатровые завершения. Развитие получило ансамблевое храмовое строительство (от ансамблей в Пияле и Турчасове сохранились Вознесенская и Преображенская церкви, колокольни, в Подпорожье сохранилась Владимирская церковь). В Кенозерском национальном парке уцелелт множество часовен, ансамбли Порженского и Почозерского погостов.
В узком смысле Поморье— берег Белого моря от Онеги до Кеми, иногда этим термином называют западное побережье. В храмовом зодчестве Поморья проявились подвинские и поонежские традиции. Собственный облик есть у хозяйственных построек, связанных с поморскими промыслами. Избы в Поморье отличаются строгостью и полным отсутствием украшений.
Для храмов в районах рек Вага и Северная Двина характерны столпообразные и центричные композиции, монументальный облик. Ярко эти черты проявлялись в строительстве храмов типа восьмерик от почвы, шатёр которых по высоте равен основному срубу. В XVII—XVIII веках восьмигранные шатры иногда ставились сразу на четверик без промежуточного восьмерика («двинской шатёр»), окружаясь четырьмя малыми главами. В Поважье были распространены луковицеобразные купольные покрытия.
Благодаря удалённости рек Мезень и Пинега, здесь сохранились обетные кресты, историческая планировка деревень, ветряные мельницы на изначальных местах. Храмов здесь не очень много, местная особенность — завершение в виде шатра на крещатой бочке.