Личность патриарха
Будущий патриарх Никон родился в крестьянской семье под именем Никита Минин. Его мать умерла, а мачеха была жестока. Поэтому, обучившись грамоте у приходского священника, в $12$ лет он ушел в послушники монастыря. В $24$ года он вернулся домой, женился и вскоре стал священником в одной из московских церквей.
Никона постигло семейное горе – в $1635$ г. умерли его дети. После этого он принял решение покинуть мирскую жизнь, убедив в этом также свою супругу. Собственно имя Никон он получил, приняв постриг в скиту Соловецкого монастыря. Вероятно, Никон обладал тяжелым характером, т.к. через $4$ года он покинул скит из-за конфликта. В $1643$ г. Никон стал игуменом Кожеозерского монастыря.
В $1646$ г. Никон познакомился с царем Алексеем Михайловичем, явившись, согласно правилу, на поклон. Царь решил оставить его при себе, и патриарх Иосиф посвятил Никона в архимандриты Новоспасского монастыря.
В это же время Никон вошел в кружок «ревнителей древнего благочестия». Это была группа церковных и светских лиц, во главе которых стоял духовник царя Стефан Вонифатьев. Цель кружка «ревнителей» состояла в возрождении нравственности, развитии просвещения во всем государстве, обновлении церкви. «Ревнители» занимались переводом богослужебной литературы, возродили практику проповеди с амвона, а также единогласие против многоголосия, уменьшившего длительность богослужения.
В $1649$ г. иерусалимский патриарх Паисий возвел Никона в сан новгородского архиепископа. За время пребывания в Москве Никон очень сблизился с царем. Поэтому когда в $1652$ г. скончался патриарх Иосиф, царь желал видеть в этом сане только Никона, хотя «ревнители благочестия» выдвигали Стефана Вонифатьева. При принятии сана Никон взял с царя обещания не вмешиваться в церковные дела.
Более того, Алексей Михайлович дал Никону титул великого государя, поставив его наравне с собой.
Реформа
Участие в кружке «ревнителей благочестия» убедило Никона в необходимости проведения церковной реформы. Нужно было привести обряды и литературу в соответствие с греческими образцами.
В своих начинаниях Никон столкнулся с протестом бывших единомышленников. Дело в том, что «ревнители» отказывались брать за основу обновленные греческие книги, а предлагали исправление по древнерусским образцам. Никон же, в связи с происхождением должного образования не получивший, опирался в этих вопросах на Арсения Грека, которого сделал ближайшим помощником.
Итак, в $1653$ г. Никон повелел совершать крестное знамение тремя, а не двумя пальцами. Затем последовали другие изменения. Реформа была одобрена соборами $1654$ и $1656$ гг. Так, в $1654$ г. собор начал редактирование церковных книг, за основу брались печатные греческие книги $XVI$ в. В $1656$ г. крестившихся двумя пальцами заклеймили, предав анафеме.
Народ воспринял реформу тяжело, так как для сознания человека $XVII$ в. это были слишком резкие перемены. Кроме того, русское православие воспринималось стоявшим выше греческого. Кроме того, резкость самого патриарха подливала масла в огонь.
В активную деятельность Никона входило монастырское строительство. Он основал Валдайский Иверский монастырь в $1653$ г. Затем он основал монастырь на острове Кий и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье.
Опала
Алексей Михайлович доверил Никону слишком много власти, что вызывало недовольство в боярской среде. Сам Никон был резко против Соборного уложения, т.к. оно ограничивало церковные привилегии. Эти факты вкупе с тяжелым характером патриарха и интригами привели к размолвке. В $1658$ г. Никон покинул Москву без разрешения, в качестве акта протеста.
В $1660$ г. Никона едва не лишили сана, но решено было созвать суд восточных патриархов. Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский прибыли только в $1666$ г., открыв Большой церковный собор. Суд над Никоном состоялся $12$ декабря, в грамоте о лишении сана были перечислены его преступления. Никон стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.
Никон умер в $1681$ г. по пути в Новоиерусалимский монастырь, куда ему разрешил вернуться царь Федор Алексеевич.