Белое движение — это военно-политическое движение разнородных сил, сформированное в России в ходе Гражданской войны 1917—1922 годов для свержения советской власти.
Идеологическая программа Белого движения
Движение включало в себя не принявших диктатуру большевиков демократов и социалистов, патриотически настроенных военных, монархистов, объединённых против большевизма. Белое движение являлось крупнейшей антибольшевистской силой в Гражданской войне. Термин зародился в Советской России, а с 1920-х годов стал употребляться среди эмигрантов.
Значительная часть русских эмигрантов во главе с теоретиком И. А. Ильиным, генерал-лейтенантом бароном П. Н. Врангелем и князем П. Д. Долгоруковым ставили знак равенства между терминами «Белая идея» и «государственная идея». Ильин писал о духовной силе антибольшевистского движения, проявлявшейся «в любви к России как подлинно религиозной святыне».
Современный ученый В. Д. Зимина подчёркивает:
«Белая идея — это идея религиозности и одновременно борьбы «за дело Божье на земле». Без идеи «русского национального всеединства» и «честного патриота» «белая» борьба была бы обычной Гражданской войной».
Барон Врангель во время выступления по случаю формирования наделённого правительственными полномочиями антисоветского Русского совета указывал, что Белое движение «жертвами и кровью своих лучших сынов» вернуло к жизни «тело русской национальной идеи», а князь Долгоруков утверждал, что даже в эмиграции Белое движение должно сохранять идею государственной власти.
Лидер партии кадетов П. Н. Милюков называл Белое движение «ядром с высоким патриотическим закалом», а Главнокомандующий Вооружённых сил на Юге России А. И. Деникин — «стремлением народного организма к самосохранению». Деникин подчёркивал, что белые лидеры и солдаты погибали «не за торжество режима… а за спасение России», а генерал его армии А.А. фон Лампе считал, что Белое движение — стадия большого патриотического движения.
Историк С. В. Волков дал следующее определение идеологической программе Белого движения: «Идеология белой борьбы не представляла какой-то специфической программы. Она была выражением движения нормальных людей против ненормального: противоестественной утопии и преступных результатов попытки её реализации». В идеологии движения были расхождения, но превалировало стремление восстановить в России демократическое, парламентское политическое устройство, частную собственность и рыночные отношения. Целью провозглашалось — после ликвидации советской власти, завершения гражданской войны и установления в стране мира и стабильности — определение государственного устройства России через созыв Учредительного Собрания.
Политические цели движения
На период Гражданской войны белые ставили задачу свержения советской власти и установления режима военной диктатуры на удерживаемых территориях. При этом вводилось законодательство Российской империи, скорректированное с учётом декретов и указов Временного правительства и законов «государственных образований» на территории империи после Октября 1917 года. Программа в области внешней политики провозглашала соблюдение обязательств по договорам с союзниками. Казачеству обещали сохранение самостоятельности при формировании органов власти и вооружённых формирований. Для Украины, Кавказа и Закавказья рассматривалась возможность «областной автономии».
Белое движение в целом тяготело к кадетским политическим ценностям и взаимодействие кадетов и офицерской среды определяло тактические и стратегические установки Белого движения. Монархисты составляли небольшую часть движения и не пользовались правом решающего голоса.
С. В. Волков указывает, что «дух белых армий был умеренно-монархическим», при этом монархические лозунги не выдвигались. А. И. Деникин писал, что большинство офицерского состава его армии были монархистами, при этом собственно офицерство политикой интересовалось мало, а являлось чисто служилым элементом. Историк Слободин отмечает, что никакая монархическая партия не стояла во главе Белого движения.
В движение входили разнородные силы, единые лишь в неприятии большевизма. Например, в Самарском правительстве, «КОМУЧе», главную роль играли эсеры. По словам генерала Я. А. Слащёва в Белом движении смешались октябриствующие и кадетствующие верхи и меньшевистско-эсерствующие низы.
Белые употребляли лозунг «Законность и порядок!», рассчитывая дискредитировать власть противников, укрепляя народное восприятие себя как спасителей Отечества. Усиление политической борьбы сделало аргументы белых лидеров более убедительными и приводило к восприятию белых как союзников частью населения, не принимавшей беспорядки. Однако этот лозунг вскоре проявился в отношении населения к белым с неожиданной стороны и сыграл на руку большевикам:
«Когда красные уходили — население довольно подсчитывало, что осталось… Когда белые уходили — население злобно высчитывало, что у него забрали… Красные грозили взять всё и брали лишь часть — население было обмануто и… этим удовлетворено. Белые обещали закон, брали немногое — и озлобляли население».
А. А. фон Лампе утверждал, что большевистские лозунги, игравшие на инстинктах толпы и говорившие населению, что каждый может брать всё, что угодно, были более притягательны для народа, нежели лозунги белых, говорившие, что каждому причитается лишь положенное по закону.
Проблемой Деникина и Колчака стал сепаратизм казачества. Хотя казаки были злейшими и организованными врагами большевиков, они прежде всего стремились к освобождению казачьих территорий, трудно подчинялись центральной власти и без желания воевали за пределами своей земли.
Белые вожди будущую Россию мыслили как демократическое государство в западноевропейских традициях, адаптированное к условиям отечественного политического процесса. Российская демократия базировалась на народовластии, ликвидации классового и сословного неравенства, равенстве перед законом, зависимости положения национальностей от культуры и традиций.
Колчак указывал на устранение большевистской властью автономии местного самоуправления и в своей политике первой задачей ставил свободную работу земских и городских учреждений и установление всеобщего избирательного права, что считал началом возрождения страны. Он утверждал, что только тогда соберёт Учредительное собрание, когда Россия будет очищена и в ней наступит порядок. Колчак утверждал, что разгонит избранное Керенским собрание, если оно самочинно соберётся. Также Колчак говорил, что будет ориентироваться при созыве Учредительного собрания лишь на государственно здоровые элементы. По мнению Н. Н. Головина из всех белых лидеров один Колчак «сумел не сойти с государственной точки зрения».
Монархическое крыло
Говоря о программах белых лидеров, следует отметить, что стремление к созыву Учредительного собрания и политика «непредрешенчества» всё же не были общепризнанной тактикой. Крайне правая белая оппозиция — в первую очередь верхи офицерства — требовали монархических знамён с призывом «За Веру, Царя и Отечество!». Эти участники Белого движения смотрели на борьбу с большевиками, как на продолжение Первой Мировой войны. Таких взглядов придерживались М. В. Родзянко и В. М. Пуришкевич. Граф Ф. А. Келлер – генерал от кавалерии и «Первая шашка Империи», осуществлявший с ноября 1918 года командование белыми войсками на Украине, раскритиковал Деникина за «неопределённость» программы и объяснял этим отказ присоединиться к Добровольческой армии.