Андрей Рублёв (1360 – 1428 или 1430) — это русский иконописец московской иконописной школы. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.
Биография Рублева
Сведения о жизни Андрея Рублёва крайне скудны: родился он, скорее всего, в Московском княжестве (есть сведения, что в Великом Новгороде) в конце 1350-х годов. Мирское имя остается неизвестным. Из-за прозвища «Рублёв» («рубелем» называли инструмент для накатки кож) ученые предполагают, что он мог иметь происхождение из семьи ремесленника. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре незадолго до 1405 года с именем Андрей. Сохранившая поздняя икона с явно поддельной подписью «Андрей Иванов сын Рублёв»; возможно, косвенно свидетельствует о том, что отца художника звали Иваном.
Творчество Андрея Рублёва сложилось на художественных традициях Московского княжества; он был знаком со славянским художественным опытом. В летописи упоминание об Андрее появилось лишь в 1405 году, свидетельствуя о том, что Прохором-старцем, Феофаном Греком и монахом Андреем Рублёвым расписан Благовещенский собор Московского кремля. В перечне имён он назван последним, значит, был самым младшим. Второй раз Андрей упоминается в летописи в 1408 году, когда с Даниилом Чёрным делал росписи во Владимире в Успенском соборе. Прошло три года, а Андрей уже имел помощников и учеников, к тому времени у него уже сформировался индивидуальный стиль. В третий раз Андрей упоминается в 1420-х годах: с Даниилом Чёрным он проводил художественные работы в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В 1411 или 1425—1427 годах написал «Троицу».
Андрей Рублёв скончался в Москве, в Андрониковом монастыре, во время морового поветрия 1428 года или 1430 года. Там он в начале 1428 года выполнил четвёртую известную из летописей работу — фрески в Спасском соборе. Похоронен иконописец в Андрониковом монастыре возле колокольни.
Творчество Рублева
На мировоззрение Рублёва оказала большое влияние атмосфера подъёма культуры 2-й половины XIV — начала XV века, для которого оставался характерен интерес к духовным и нравственным проблемам. В произведениях в рамках иконографии Рублёв сумел воплотить новое понимание нравственной силы и духовной красоты человека. Творчество Рублёва стало одной из вершин мировой культуры.
В 1408 году Рублёв создал единственную точно датированную работу — фрески Успенского собора во Владимире. Из фресок в Успенском соборе наиболее значительной является композиция «Страшный суд», на которой традиционно грозная сцена превращается в праздник торжества справедливости, который утверждает человеческие духовные ценности. Работы Рублёва свидетельствуют, что он уже был зрелым мастером, возглавлявшим созданную им школу живописи.
Фреска — это техника стенных росписей по сырой штукатурке.
В 1425—1427 годах Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Сохранились иконы, по большей части считающиеся работой артели; они исполнены в разных манерах и неравноценны по своим художественным качествам. Именно к этому иконостасу относилась икона «Святая Троица» — его единственная сохранившаяся работа в иконописном жанре. Традиционный сюжет Рублёв наполнил богословским содержанием.
«Троица» — это написанная Андреем Рублёвым икона Святой Троицы, самое знаменитое его произведение и одна из двух сохранившихся работ, которые достоверно принадлежат ему. Является одной из наиболее прославленных икон.
Большинство исследователей соглашаются, что Рублевым написана «Владимирская Богоматерь» (1409, Владимир, Успенский собор,) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (1395 год).
Евангелие Хитрово — это рукописное Евангелие-Апракос, созданное в конце XIV века.
Прочие фрески и иконы, приписывавшиеся на протяжении XX столетия кисти Андрея Рублёва, большинство исследователей в настоящее время считает работой школы или даже современников мастера.
Список произведений Андрея Рублёва
В первую очередь, современное искусствоведение относит к работам Андрея Рублева бесспорные произведения, которые перечислены в летописных и прочих источниках, число которых ограничено, некоторые не сохранились.
Также есть ряд произведений, которые приписывались Рублеву учёными с той или иной степенью достоверности.
Как указывают специалисты по древнерусскому искусству, со времени «открытия подлинных работ Андрея Рублёва в 1918 году в науке не прекращаются споры о принадлежности его кисти тех или иных произведений. Поскольку проблема не считается решенной до настоящего времени, предлагается положить в основу выделения достоверных произведений строгий признак — наличие исторических свидетельств».
При использовании такого подходе круг произведений, достоверно принадлежащих Рублёву сужается до трех:
- стенные росписи Успенского собора (Владимир);
- икона „Троица “;
- орнамент собора Андроникова монастыря.
Коллективный характер работ на стенах, а также их плохая сохранность сделали задачу выделения индивидуального стиля трудноразрешимой. По существу, лишь „Троица “служит основанием для суждений об особенностях стиля живописи Андрея Рублёва. Другие перечисленные источниками произведения либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а членам артели, которую он возглавлял совместно с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского и Троицкого соборов).
Прочие произведения приписываются Андрею Рублёву на основании стилистического анализа, хронологических рамок и географической локализации.
Канонизация
В 1988 году Поместный собор Русской православной церкви канонизировал Андрея Рублева в лике преподобных святых.
Память святому по православному календарю совершается трижды в год:
- 4 июля — преставление преподобного Андрея Московского, иконописца;
- 6 июля — память преподобного Андрея Московского в Соборе Радонежских святых;
- В неделю перед 26 августа — память преподобного Андрея Московского в Соборе Московских святых.