Законодательные акты реформы
Главный документ аграрной реформы Столыпина был издан $9$ ноября $1906$ г. Это был указ о крестьянском землевладении и землепользовании. Он провозглашал меры по устранению общинной собственности с целью создания частной крестьянской собственности на землю.
Согласно документу крестьянин мог получить в собственность используемый общинный надел. Право собственности получал домохозяин лично, а не вся его семья.
Надельные земли можно было продавать и покупать только крестьянам, которые могли объединиться в товарищества или общества, а брать такую землю в качестве залога мог только специальный Крестьянский банк.
Если переделов земель в общине не было долгое время, крестьянин закреплял ту землю, которой пользовался, в противном случае, в собственность переходила земля от последнего передела. Земли общины, которые не подлежали разделу (пастбища, леса, проезды, луга и пр.) оставались в прежней форме землепользования.
Прежде чем получить землю в собственность, крестьянин должен был поставить в известность сельский сход, чтобы он одобрил решение. В случае несогласия схода, крестьянин жаловался земскому участковому начальнику или далее, уездному съезду.
В рамках работы по искоренению чересполосицы стимулировалось выделение «отрубов», т.е. цельных участков земли путем предоставления им более выгодных прав. В то же время, практически выделять в собственность «отруба» было сложно. Это требовало масштабных геодезических и метрических работ и, соответственно, затрат. Появились специализированные землеустроительные комиссии, но специалистов не хватало.
В июне $1910$ г. новый закон вносил изменения в правила крестьянского землевладения. Общины, не проводившие передел, становились общинами с подворным землевладением, т.е. крестьяне стали частными землевладельцами даже без заявлений. На практике это означало перевод в подворное землевладение $58$% общин на Европейской России.
$29$ мая $1911$ г. появился закон «О землеустройстве». Он объединял предыдущие законодательные акты. В целом, подчеркивалось стремление ликвидировать чересполосицу и утвердить хутора («отруба»). Этот закон прописывал все с большой точностью, что сокращало возможность споров.
Землеустроительные комиссии
Землеустроительные комиссии работали на трех уровнях. На нижнем уровне располагались уездные комиссии. В $1912$ г. действовало около $500$ таких комиссий. Следующими были губернские комиссии, а затем Комитет по землеустроительным делам. Главное управление земледелия и землеустройства контролировало работу комиссий.
Управление стало развивать обучение персонала (землемеров, землеустроителей), т.к. их катастрофически не хватало. Появлялись землемерные училища, курсы.
К $1914$ г. землемерный персонал насчитывал $7000$ чел., против $200$ в $1905$ г. Но и такого количества не хватало, поэтому крестьяне в целом ожидали около года закрепления земли при необходимости землемерных работ.
Крестьянский банк. Агрономическая помощь
Также крестьяне могли покупать земли, находившиеся в казенной, кабинетской или удельной собственности по указу от $1906$ г. Продажа осуществлялась с помощью Крестьянского банка. Особой активности в этом вопросе не наблюдалось.
Крестьянский Банк был предназначен для кредитования крестьян при покупке частных земель. Затем Банк получил право самостоятельно выкупать земли и продавать их затем крестьянам.
С $1906$ г. крестьяне и общины могли получать ссуды под залог надельной земли. Работа банка была нацелена на зажиточные хозяйства.
В ходе аграрной реформы Столыпина развитие получила агрономическая помощь. Работа в этом направлении проводилась земствами и Главным управлением земледелия и землеустройства.
Основная агрономическая помощь проводилась участковыми агрономами. Наиболее действенным способом убеждения крестьян в улучшении технических средств и агрономических приемов было использование опытных полей.
В результате, довольно быстро были внедрены новейшие достижения сельского хозяйства.