Аграрная реформа Александра III – это комплекс реформаторских мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся правительством Александра III.
Александр III является предпоследним русским императором, он второй сын Александра II, изначально его кандидатура на роль царя не рассматривалась, но в 1865 году умирает брат Александра Николай и он остался единственным претендентом. В период его правления Россия ни с кем не воевала, поэтому в исторических источниках Александр III часто упоминается как миротворец.
Одним из самых важных и не простых вопросов был аграрный, с ним Александр столкнулся в первые месяцы после вступления на престол. Общество и пресса часто поднимали проблему, связанную с крестьянством и его устройством. В газетах начали появляться материалы что крестьяне получили маленькие наделы, еще меньшие, чем при крепостничестве.
Во время правления Александра III министром финансов был Н. Х. Бунге, который осознавал, что уровень жизни крестьян очень низок, соответственно они не могут платить необходимые налоги. Бунге считал, что необходимо поднять уровень жизни крестьян, с этой целью в 1881 году был издан указ об обязательном переводе временнообязанных крестьян на выкуп.
При поддержке императора Бунге совместно с министром внутренних дел Н. П. Игнатьевым предпринял ряд мер для улучшения жизни крестьян. В декабре 1881 года с этой целью было выпущено два указа:
- «О выкупе наделов остающимися ещё в обязательных отношениях к помещикам крестьянами в губерниях, состоящих на великороссийском и на малороссийском местных положениях 19 февраля 1861 года»
- «О понижении выкупных платежей…».
Учреждение Крестьянского банка
В 1882 году был создан Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на приобретение земли как крестьянам, так и различным сельским обществам. Банк был учрежден с целью решить проблемы малоземелья крестьян.
Проект учреждения банка был создан Бунге, Островским и Игнатьевым, в нем было указало, что ввиду ограниченных средств, которые казна может дать, необходимо отслеживать, чтобы эти средства шли на помощь только самым малоземельным крестьянам, также ссуды выдавались лишь в том размере, в котором они нужны были для приобретения земли. Такие правила и ограничения необходимы были для того, чтобы владение каждого получившего ссуду крестьянина не превышало положенной нормы, которая была установлена Положением 1861 года.
В итоге после десяти лет функционирования Крестьянского банка было установлено, что размеры крестьянского землевладения благодаря банку были увеличены лишь на 1,2%, т. е. едва на 0,12% в год, между тем как при содействии частных кредитных учреждений и без их содействия ранее крестьянское землевладение увеличивалось ежегодно в среднем на 0,3%.
В период с 1882 по 1886 гг. происходит постепенная отмена подушной подати, которую Петр 1 ввел еще в 1724 году, но ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных крестьян, помимо этого со всего населения были увеличены прямые налоги на 1/3 и косвенные налоги в 2 раза.
В 1886 году был издан указ, ограничивающий семейные разделы.
Правительство Александра III проводило политику сохранения крестьянской общины, которую власть рассматривала как опору социальной стабильности. В 1893 был году отменен досрочный выкуп крестьянами земельных наделов.
Переселение крестьян
Переселение крестьян не являлось чем-то новым, ранее при крепостном праве переселение происходило только в двух формах – через вывод помещиками на приобретенные ими земельные участки, либо в форме бегства крестьян. Стоит отметить, что вторая форма не являлась исключительной при крепостном праве.
В период с 1831 по 1866 гг. казенных крестьян переселяли приблизительно по 9 тысяч душ за год, а были годы, когда размеры такого переселения превышали 25 тысяч душ.
После отмены крепостного права передвижение крестьян на какое-то время прекратилось. В Положении 1861 года и вовсе было прописано, что крестьяне не имеют права в течение 9 лет оставлять земельные наделы без разрешения помещика, несмотря на это самовольное переселение крестьян в это время достигло своего пика.
Переселения в Амурский и Уссурийский края были представлены вскоре после приобретения этих территорий хорошими льготами, крестьяне в основном действовать на свой страх и риск, переселяясь в самые отдаленные места Сибири, многие и вовсе селились на окраинах Европейской России без специального разрешения и без поддержки государства.
Ближе к концу 1870-х годов размеры этого самовольного передвижения достигли 40 тысяч крестьян за год. Власть начала понимать, что с этим надо что-то делать, в результате 10 июня 1881 года были разработаны особые Правила, которые не были доведены до народа, а были предназначены только для местного начальства. Было рекомендовано допускать переселения крестьян только после одобрения правительства, причем такое разрешение должно были выдаваться исключительно с согласия министров внутренних дел и государственных имуществ. Не удивительно, что все это создавало сложную процедуру и волокиту от которой крестьяне были далеки и не желали этим заниматься. Таким образом, даже после принятия новых правил самовольные переселения продолжались.
Итоги реформы
Благодаря предпринятым преобразованиям правительства в сельском хозяйстве начинают проявляться новые черты. В 1880-е гг. значительно увеличивается специализация сельского хозяйства в разных регионах страны:
- хозяйства в польских и прибалтийских губерниях начали производить технические культуры и молочную продукцию;
- центр зернового производства перешел в степные районы Украины, Юго-востока и Нижнее Поволжье;
- животноводство начало развиваться в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской областях.
В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади расширились на 25%, но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых территорий.