Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос
Проблемы торгово-промышленной политики правительства. Рабочий вопрос

Торгово-промышленная политика правительства

Во второй половине XIX в. в России интенсивно идет развитие промышленного производства – процесс индустриализации. Меняется и политика государства, которая в экономической сфере направлена на стимулирование промышленного развития, а в социальной – на решение проблем нового класса рабочих.

Однако проводить желаемый курс правительству мешало неразрешимое противоречие, существовавшее в тот момент: Россия, с одной стороны, представляла собой феодальную самодержавную монархию, которая стремилась сохранить свое господство, но с другой стороны, российское общество изменило свою социальную структуру и экономическую основу, что требовало последовательных социально-экономических реформ.

У правительства основной целью было укрепить материальные основы власти, обеспечить прочность ее социальной базы, создать условия производства. Министры финансов работали над выбором основного звена экономической политики государства. М.Х. Рейтерн, Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский считали, что расширение промышленного труда будет значимым фактором подъема благосостояния страны. Этих же взглядов придерживался С.Ю. Витте, который занял должность министра финансов в 1893 г. В.И. Ковалевский, который стал его помощником, считал, что залогом успешного развития государства является равновесие между сельскохозяйственной и промышленной сферами, страны же с только аграрным сектором экономики обречены на бедность.

Витте была подготовлена программа преобразования торгово-промышленного развития России:

  • в ней было отмечено, что промышленность заняла значимое место в хозяйстве, а ее судьба теперь полностью связана с общей экономикой России, так что правительство теперь должно с этим считаться;
  • предусматривалось расширение всех отраслей промышленности для того, чтобы продукция была конкурентоспособной за рубежом;
  • отмечались различия развития экономики в России и Западной Европе;
  • признавались трудности для открытия своего дела русскими предпринимателями;
  • предлагалось помогать материально и нравственно промышленникам через Министерство финансов.

Витте приступил к реализации запланированных им преобразований. Одной из наиболее важных реформ была денежная (1897 г.), начатая еще при Вышнеградском, по которой устанавливался золотой, а не золотосеребряный стандарт рубля. Ожидалось, что это должно было защитить его от падения.

В тот период правительство придерживалось политики протекционизма, то есть поддержки своих предпринимателей. В 1893 г. началась реформа таможенной системы, но это затрудняло то, что российская индустрия была зависима от ввоза иностранного оборудования и импорта продукции. Эта реформа оказалась невыгодная дворянству и некоторым промышленником, но она была необходима.

Одним из последствий протекционизма стал, как ни странно, прилив в Россию иностранных капиталов, так как льготные условия для устройства промышленного производства были привлекательны и для иностранцев тоже. Иностранные капиталы также увеличились в России после введения золотого обращения. Это дало повод националистически настроенной прессе критиковать правительство на тему вреда протекционистской политики, и что она действует не так, как надо. Витте отражал эти нападки, утверждая, что недопустимо сдерживать прилив капиталов и деятельность предпринимателей.

Также для увеличения доходов в бюджет была введена монополия государства на винокурение, то есть государство получало преимущественное право распространения вина: очистка спирта, торговля им через винные лавки и оптовые склады.

В 1898 г. был утвержден измененный промысловый налог, по которому все ремесленные, кредитные, фабрично-заводские, кредитные, личные промысловые, торговые занятия облагались им.

Замечание 1

Также правительство проводило и другие мероприятия: учреждение службы мер и весов, реформирование системы выдачи привилегий на технические изобретения, организация промышленных выставок в России и участия России в зарубежных выставках, обновление Торгово-промышленного законодательства.

Рабочий вопрос

В 1890-е гг. остро встал рабочий вопрос, так как пролетариат начал борьбу за свои права. Несколько факторов стали причиной развития фабрично-заводского законодательства:

  • активизация рабочего движения, требовавшего создания норм социальной защиты, улучшения условий труда;
  • осознание широкими кругами работодателей необходимости изменения условий труда на производстве и положения рабочих в повседневной жизни, что может повысить производительность труда;
  • стремление монархической власти сохранить свою роль третейского судьи в урегулировании противоречий между трудом и капиталом.

Министерство финансов, разумеется, преследовало задачи власти и интересы промышленников, однако вероятность социальных кризисов, которые могут приобрести форму политических, заставляла министров считаться с народными требованиями. Начало рабочему законодательству положил Александр III, когда была запрещена работа женщин и детей в ночное время и т.д.

В 1897 г. произошел подъем стачечного движения, после чего был принят закон о недопустимости рабочего дня более 11,5 часов (а перед праздниками и ночью – 10 часов). Однако этот закон действовал только на заводах, которые были подчинены надзору фабричной инспекции, таким образом, не распространяясь на мелкие заведения и мастерские, где долгая продолжительность рабочего дня была особо часта. Также, он не действовал, если в договоре найма время работы не оговаривалось.

В 1903 г. в урезанном виде был принят закон о финансовых выплатах рабочим при получении увечий на работе, а также об избрании фабричных старост на предприятии, которые должны были регулировать отношения с предпринимателями.