Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Западноевропейская политико-правовая мысль XVIII века

Правовые и политические взгляды Вольтера

Вольтер, французский писатель, философ и историк, родился в парижской семье, принадлежавшей к среднему сословию. Сначала его отец был нотариусом, потом начал служить в счетной палате.

Вольтер решил быть писателем, но с неохотой начал изучать право. Его бличительные стихотворения навлекли на него немилость короля, высылку из столицы и заключение в Бастилии. Спустя время после второго заключения он под условием отъезда в Англию был выпущен на волю. Пребывание там перевоспитало его и определило его призвание. Затем поэт-философ по вызову Фридриха II переехал в Берлин. После трех лет пребывания там, он был отпущен королем. Вольтер направился в Швейцарию, где и поселился на границе с Францией.

После нескольких безуспешных попыток добиться разрешения на возвращение в Париж; но Вольтер, опираясь на громадную популярность, решил осуществить свое желание назло запретам. Однако, его состояние резко ухудшилось, и 30 мая 1778 года Вольтера не стало.

Вольтер выражал позиции части буржуазии, которая, не претендуя на власть, только ставила требования о гарантиях и реформах и была готова ограничиться скромными программными требованиями просвещенного абсолютизма.

Вольтер выступал против духовенства и католической церкви. Он требовал отменить несправедливые приговоры церковных судов, добивался реабилитации жертв церковной власти.

Вольтер выступал против католической церкви, но учитывал значение религии как средства удержания масс в повиновении и полагал необходимым сохранение религии как узды для народа.

Вольтер был сторонником просвещенного абсолютизма. По его мнению обладающий доброй волей просвещенный король может осуществить намеченную программу реформ. Заметны симпатии писателя к государственному строю Англии, к конституционной монархии, которой в результате реформ просвещенный абсолютизм должен был уступить место.

Вольтер первоначальной формой государства считал республику и полагал, что монархия возникла позднее в результате возвышения военного вождя.

«Западноевропейская политико-правовая мысль XVIII века» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Примиряясь с монархией, если она будет просвещенной монархией, Вольтер в политической программе ограничился требованием реформ, направленных на устранение феодальных институтов.

Он требовал ликвидации привилегий духовенства, упразднения церковных судов, изъятия регистрации актов гражданского состояния у церкви. Он спроектировал перевод духовенства на жалованье, превращение духовных лиц в государственных чиновников.

Вольтер предлагал отменить феодальные повинности, лежавшие на крестьянах, уничтожить внутренние таможни. Он требовал введения единого права вместо различных в провинциях систем местного права.

Как и все мыслители этого времени, Вольтер проповедовал идеи естественного права, согласно которым естественные законы даны человечеству природой.

Вольтер под свободой понимал отмену отношений крепостничества и свободу мысли, свободу печати, свободу совести; отсутствие произвола.

Говоря о равенстве, Вольтер понимал формальное равенство перед законом, отмену феодальных привилегий и установление гражданской правоспособности, но не равенство положения.

Вольтер считал частную собственность необходимым условием существования благоустроенного общества. Лишь собственники должны обладать политическими правами. Под «свободой труда» он подразумевал свободу эксплуатации: право продавать труд тому, кто больше предложит. Философ стоял за буржуазные порядки, которые были должны сменить крепостничество, тормозившее экономическое развитие страны.

Вольтер выдвигал требования соразмерности преступлений и наказаний. Выступая против чрезмерных наказаний, он считал необходимым одновременное принятие мер для предотвращения преступлений. Вольтер также стоял за реформу судопроизводства, говоря об отмене формальных доказательств и за допущение в процесс защиты.

Он добивался уничтожения пыток и инквизиции. Вольтер требовал реформы юстиции, отменить практику продажи судебных должностей.

Вольтер был убежден, что политическое руководство должно оставаться в руках меньшинства. Он обнаруживает неверие в способности и силы народа. Вольтер все надежды возлагал на реформы «сверху».

Правовые и политические идеи Ш. Л. Монтескье

Шарль Луи де Секонда барон де Ла Бред де Монтескье родился в аристократической семье.

Ш. Монтескье, в целом приняв идею «естественного состояния», отвергал концепцию, выводящую образование государства из естественного права.

Он не принимал и понятие общественного договора. Возникновение государства рассматривалось как закономерный исторический процесс. Государство и право появились вследствие войн, а не договора. Общественный договор рассматривался как вручение правителям власти, где народ делегирует власть и вправе изменять форму государства без согласия правителя.

Закономерности жизни общества Монтескье раскрыл через понятие «общего духа нации». Согласно учению, на дух, законы, нравы нации воздействуют моральные и физические причины:

  1. Физические причины (климат, положение и размеры страны, численность населения) определяют общественную жизнь во время выхода народа из состояния дикости.
  2. Моральными причинами (религия, обычаи, принципы политического строя, нравственные убеждения) общественная жизнь определяется с развитием цивилизации.

Монтескье выделил «правильные» и «неправильные» формы правления, правильными он считал:

  • республику, где власть принадлежит народу (демократия), либо части (аристократия). Основополагающим принципом республики является любовь к отечеству;
  • монархию - опирающееся на закон единоличное правление, основополагающим принципом которого является честь;

Согласно концепции Монтескье деспотия - основанное на произволе и беззаконии единоличное правление, является «неправильной» формой правления

Идеалом Монтескье была конституционная монархия. Цель государства – сохранение свобод на основе закона.

Монтескье обратил внимание на зависимость форм государства от «духа нации» и считал, что для небольших государств характерна республика, государств средней величины – монархия, обширных государств - деспотия. При этом он допускал, что республика возможна на большой территории при условии, что будет иметь федеративное устройство.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot