Экономическая реформа
Решение о проведении в Китае масштабной экономической реформы было принято Дэн Сяопином на третьем Пленуме ЦК КПК в декабре 1978 г., однако, реформаторы столкнулись с рядом трудностей, которые было сложно преодолеть без реформирования полностью всей экономики страны, при этом необходима была поддержка высшей власти Китая.
Первой, самой важной задачей было стабилизировать систему народного хозяйства и перейти к системе производственной ответственности крестьян. Начинают внедрять в практику семейные подряды, крестьянам в личное пользование переходит техника для возделывания земель, теперь они могли свободно распоряжаться излишками собственной продукции.
Китайские реформы и политика открытости это программа целого ряда реформ, направленных на создание специфического китайского социализма и рыночной экономики, которая откроет страну для всего мира.
В 1978 году по инициативе Коммунистической партии Китая началось реформирование во главе с Дэн Сяопин, многие утверждают, что оно и продолжается и по сей день. Инициаторы реформ посчитали главной задачей создать прибавочную стоимость, которой было бы достаточно для модернизации всей экономики Китая, которая к моменту начала реформ находилась в плачевном состоянии, еще одной важной было создать условия для мотивации крестьян и рабочей силы. Реформирование предполагалось проводить поэтапно, по сути реформы являлись ответом на все самые важные проблемы страны.
Западные страны восприняли Китайские реформы, как переход к капиталистическому строю, правительство Китая же утверждало, что это всего лишь форма социализма, при этом Китай не отрицает, что применяет меры, использующиеся в капиталистических государствах. Такое противоречие китайский политик и главный реформатор Дэн Сяопин объяснил одной фразой «не важен цвет кошки – важно, чтобы она ловила мышей».
После крестьян, реформа коснулась промышленной сферы, предприятия также получили самостоятельность, разрешили заниматься частной предпринимательской деятельностью, были созданы свободные экономические зоны с привлечением иностранных капиталов.
Спустя немного времени все эти преобразования начали давать положительный результат. В период с 1981 по 1985 гг. промышленное производство увеличилось на 11%, увеличивались доходы населения, но по сравнению с другими странами они все равно были минимальными.
К середине 1980-х гг. темпы роста сельскохозяйственной продукции начали вдруг снижаться, так в конце 80-х гг. были предприняты меры для того чтобы улучшить эту ситуацию. Наряду с этим правительство активно боролось с коррупцией, пойманные с поличным чиновники подвергались большим тюремным срокам, а иногда даже применяли смертную казнь.
В октябре 1992 года на очередном съезде было решено расширить связи с другими государствами, правительство Китая видело успех страны за счет удачного проведения экономической реформы.
Политическое развитие Китая во время реформ
Китай не связывал в отличие от других стран успех страны с реформированием политической системы, главную роль по-прежнему играла партия коммунистов, но постепенно и в политическую сферу затронули преобразования. Начинается процесс по реабилитации пострадавших от политических репрессий, кто остался в живых был возвращен на свои посты при правительстве. По некоторым данным за время проведения «культурной революции» в Китае было репрессировано более 727 тысяч человек, из них 34 тысячи доведены до смерти.
Культурная революция в Китае – целый ряд идейных кампаний под предводительством Мао Цзэдуна в рамках которых по предлогом «реставрации капитализма» в Китае выполнялись задачи по уничтожению политической оппозиции.
После очередного пленума ЦК КПК, который прошел в 1981 году, было решено осудить культ личности Мао Цзэдуна и его провальную политику «большого скачка», террор населения в годы его правления.
Большой скачок – это экономическая и одновременно политическая кампания проходившая в Китае с 1958 по 1960 год, она была нацелена на укрепление индустриальной базы страны и на резкий подъём экономики, но в итоге имела трагические последствия для всего Китая.
В 1980 е гг. в Китае нарастают демократические течения, активизировалось студенчество, начинаются беспорядки, которые полностью властям Китая так и не удалось устранить.
Многие исследователи и историки спорят о заслугах Мао Цзэдуна как основателя КНР, одни предписывают ему положительные качества, другие называют его диктатором и истребителем своего народа, но главным идеологом реформирования страны считают Дэн Сяопина.
Налаживание отношений с внешним миром
Еще в 1979 году Китай начинает вести переговоры с Советским союзом по урегулированию отношений между странами. Советский союз стремился расширить взаимодействие с Китаем в разных областях, прогресс наступил в конце 1982 года после смерти Л. И. Брежнева.
В конце 1970-х гг. начали развиваться ми международные отношения между Китаем и США, так в 1978 году обе страны установили между собой официальные дипломатические отношения, единственной проблемой в китайско-американских отношениях была тайваньская проблема.
В 1977 г. был подписан мирный договор между Китаем и Японией, что также позволило развивать отношения между странами, более прохладными у Китая оставались отношения с Индией из-за споров вокруг Тибета.
Самыми напряженными оставались отношения с Вьетнамом. Китай обвинял Вьетнам в преследованиях этнических китайцев, только после распада социалистического лагеря две страны сумели наладить политические отношения.
Вскоре власти Китая разработали концепцию многополюсного мира, в котором Китай должен занять подобающее великой державе место одного из новых «центров силы» не только в Азии, но и во всем мире. В этом своем стремлении Китай, начиная со второй половины 1990-х, активно поддерживает Россия. Таким образом, Китай в результате реформирования своей экономической и политической системы сумел преодолеть кризис и несмотря на давление с Запада стать мировой державой и создать сильную экономическую систему.