Старый порядок — это политический и социально-экономический режим во Франции, существовавший с конца XVI века до Великой французской революции.
Конфликт средневекового сословного и зарождающегося буржуазного общества
Содержательный анализ государственного устройства Франции периода Старого порядка с целью исследования причин Великой французской революции Токвиль развернул в книге «Старый порядок и революция». Основным объектом его внимания была внутренняя политика абсолютной монархии и эта форма власти как политическое явление.
Распад политических институтов сословно-представительной монархии и утверждение абсолютизма Токвиль полагал общеевропейским явлением, отмечая, что в XVII–XVIII веках абсолютные монархии повсеместно утвердились на континенте. Эволюцию политического строя в сторону абсолютизма он считал закономерным и глубоко причинным явлением.
Главную причину ученый связывал с процессами трансформации средневекового аристократического общества в сторону демократии, признаки чего он видел в оскудении и ослаблении политического могущества дворянства; обогащении и движении к власти нового класса – буржуазии. По мнению Токвиля абсолютная монархия являлась такой формой политической организации общества, соответствовала переходному этапу от аристократии к демократии, от феодального общества к буржуазному и была обусловлена временным равновесием сил.
Содержанием абсолютно-монархической формы правления Токвиль считал:
- суверенитет монарха;
- идея его священства;
- соединение всех ветвей власти в его руках;
- сочетание правительственной и административной централизации.
Также Токвиль к этой форме правления прилагал понятия деспотизм, тирания, всевластие. Однако он не отождествлял такую власть с произволом. Тирания им осмысливалась как власть, опирающаяся на законы, но не учитывающая интересы общего блага; осуществлявшаяся из узких интересов правителей, основанная на соединении в руках монарха всех ветвей власти, не содержавшая в институциональной структуре политических свобод и представительных органов. Ученый отмечал, что монархия Старого порядка как переходная политическая форма в своей структуре содержала остатки средневековых правительственных учреждений, отличавших полновластие монархов от тотального полновластия правлений XIX столетия.
Остатки средневековых свобод
Носителями средневековой политической свободы Токвиль считал сословные представительные собрания страны, Генеральные и провинциальные штаты, муниципальное управление, административные права сеньоров. Ученый отмечал, что к XVIII веку эти институциональные элементы в основном были упразднены, а их права вобраны центральной королевской властью. Из сохранявшихся элементов политической свободы в эпоху Старого порядка Токвиль самым значительным считал дворянство – его материальную и моральную возможность оказывать тирании сопротивление, его ментальные установки на независимость. Он признавал, что дворянская вольница была нацелена на защиту корпоративных интересов сословия и вредила делу общей политической свободы, но одновременно способность дворянства в целом сопротивляться деспотизму имела для общества глубокие позитивные последствия.
Разыскивая элементы средневековой свободы в системе Старого порядка, исследователь обнаружил ее в остатках провинциальных вольностей. Он выделял «pays ďétats» – самоуправляющиеся провинции, которые в совокупности составляли четверть территории страны. Токвиль выделил две самые значительные – Бретань и Лангедок. К XVIII веку эти провинции давно и безусловно подчинялись короне, управлялись из центра, но под эгидой королевской власти в них до самой революции функционировали провинциальные штаты. Остатком свободных учреждений ученый считал городское муниципальное управление, но признавал, что оно давно утратило силу и не влияло на политическую ситуацию. Элементы прежних свобод, способные в некоторой степени противостоять абсолютизму, Токвиль видел в деятельности верховных судебных палат – парламентов.
Таким образом, исследователь полагал, что в XVIII веке политическая свобода была уничтожена абсолютизмом, но не исчезла окончательно. В урезанной форме остатки средневековых вольностей существовали до Великой французской революции.
Политика королей династии Бурбонов
Сложившийся во Франции конфликт абсолютизма и общества был усилен недальновидной политикой Бурбонов. Токвиль утверждал, что монархия углубляла противоречия между классами общества, чтобы безраздельно властвовать и распоряжаться ресурсами государства. Разделение классов он считал главным «преступлением старой монархии», помогавшим ей властвовать. Той же цели служило уничтожение представительных учреждений и усиление принципа централизации управления. Это обстоятельство лишало нацию возможности консолидировать силы и не позволяло обрести опыт политической деятельности.
Токвиль подверг острой критике фискальную и финансовую политику короны, полагая, что она была важным дестабилизирующим фактором общественной жизни. Он ставил королевской власти в вину то, что все финансовые меры сводились к стремлению удовлетворить собственные потребности в деньгах. Отсутствие контроля и гласности этой деятельности порождало злоупотребления. Ученый замечал, что с усложнением финансовой стороны жизни, ростом деловой активности, развитием торговли, несовершенная финансовая система абсолютизма становилась нетерпимой.
Ученый считал недальновидной политику монархии в отношении народных масс. Осмыслив место абсолютизма в числе факторов начала Великой французской революции Токвиль пришел к выводу, что монархия Старого порядка с архаической административной структурой, недальновидной внутренней политикой, запоздалым и недостаточно организованным самореформированием была одной из важнейших причин масштабного революционного взрыва.
За редким исключением выводы Токвиля, сделанные в работе «Старый порядок и революция», не являются умозрительными. Они зиждутся на базе огромного количества документальных источников.