Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы»

Определение 1

Новые османы — это созданная националистически настроенной османской интеллигенцией в 1865 году секретная организация, находившаяся под влиянием западных мыслителей и идей Французской революции.

Турецкая просветительская мысль

Несмотря на то, что иностранный капитал законсервировал феодальные отношения в Турции, буржуазные отношения все же начинали развиваться. После ликвидации ленной системы частная собственность на землю еще не была введена, однако де-факто были открыты возможности для купли-продажи землевладений. В среде аграрного населения усиливалось социальное расслоение, выросла специализация в сельском хозяйстве. Помещики и крестьянская верхушка втягивались в рыночные отношения все больше, открывая лавки и приобщаясь к разным финансовым операциям. Также в городах существовала прослойка мелких предпринимателей и купцов, понимавших, что пережитки феодальных отношений и иностранный капитал сдерживают развитие. Так начавшие развиваться буржуазные элементы с первых шагов наткнулись на препятствия в виде самодержавия, доминирующего иностранного капитала, инонациональной буржуазии и капитуляций. В передовых слоях общества в 1870-е годы стал оформляться протест против такого положения. Выразителем недовольства стала складывающаяся интеллигенция, феодальная по происхождению, но буржуазная по идеологии.

Виднейшими представителями интеллигенции стали Намык Кемаль, Ибрагим Шинаси, Зия-бей и другие, основавшие «Книжное общество» и «Османское общество просвещения». Деятельность этих организаций, так же, как и газета «Тасвар иэфкяр», давали возможность обществу знакомиться с новыми идеями. Это отразилось и в появлении новых слов.

Замечание 1

Все это свидетельствовало об организации турецкого населения в нацию и о росте национального самосознания.

Организация «Новых османов»

Организаторами этого движения стали Зия-паша, Ибрахим Шинаси, Хусейн Авни-паша, Намык Кемаль и бывший визирь Мустафа Фазыл-паша.

Новые османы разработали концепцию османизма, поддерживающую либерализацию, введение конституционного парламентарного правления. Патриотизм, согласно их идеям, был должен основываться на вере в демократию и конституцию, а не на принадлежности к этнической группе или религиозной конфессии.

Младоосманы с социальной точки зрения были представителями возникшего в ходе танзимата чиновничества. Их не устраивал бюрократический абсолютизм, и они хотели более демократических решений. Одним из новых османов, Намыком Кемалем, в турецкий язык было введено понятие Родины.

«Возникновение просветительского и конституционного движения. «Новые османы»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

«Новые османы» питали надежду, что у них получится убедить султана Абдул-Азиза принять конституцию. В 1865 году они организовали заговор, однако он быстро был раскрыт. Некоторые «новые османы» были арестованы, некоторым пришлось бежать за границу. На тех, кого подозревали в сочувствии к ним, обрушились репрессии.

В 1867 году организацию запретили, и её членам пришлось покинуть страну. Они в Париже организовали новоосманскую организацию.

Замечание 2

Поражение движения, которое пыталось предотвратить упадок Турции, подтолкнуло интеллигенцию к поиску иных политических концепций.

Переворот «новых османов» и «Конституция Мидхата»

Определение 2

Конституция Мидхата (1876 год) - это первая конституция Османской империи.

В 1871 году великий визирь Махмуд Недим-паша добился для «новых османов» амнистии. Это был отвлекающий маневр, рассчитанный на их возвращение из эмиграции и установление контроля над ними. В скором времени после выхода из подполья общество было вновь разгромлено, а многие члены арестованы.

В начале мая 1876 года новые османы вновь активизировались. В своих воззваниях они призывали заменить другим султаном Абдул-Азиза и собрать палату представителей. Деятельностью султана также были недовольны представители богословских и феодальных кругов, которые считали его ответственным за неудачи внешней политики. В это время они привлекли на свою сторону Мидхата-пашу, известного государственного деятеля. Он представлял интересы зарождающейся турецкой буржуазии и либеральных помещиков. Признавая необходимость глубоких реформ для сохранения Османской империи, он был готов широко применять против народных масс террор.

22 мая 1876 года в Стамбуле началась огромная демонстрация, в которой приняли участие учащиеся религиозных школ, торговцы, ремесленники и городская беднота. Возле дворца султана собрались 40 тысяч демонстрантов. Под их давлением султан был вынужден заменить великого визиря Недим-пашу и других членов правительства. В новый кабинет вошел и Мидхат-паша.

Разгулом народного движения был испуган не только султан, но и сами «новые османы». Для предотвращения новых революционных выступлений они решили организовать дворцовый переворот. Мидхат и «новые османы» вступили во временный союз с частью феодалов и богословов, которая считала султана ответственным за сложившееся катастрофическое положение.

Ночью 30 мая 1876 года Абдул-Азиза свергли с престола, а затем объявили, что он покончил жизнь самоубийством. Короткое время престол занимал ставленник Мидхат-паши душевнобольной Мурад V. Вскоре был достигнут компромисс: 31 августа султаном стал угодный феодальной и богословской верхушке Абдул-Хамид II, а Мидхат-паша получил титул великого визиря с разрешением на составление проекта будущей конституции.

Эта уступка султана и его окружения была продиктована чрезвычайным положением на Балканах. Сначала началось восстание в Болгарии, а затем войну Турции объявили Сербия и Черногория. В результате обострились отношения с европейскими державами, включая Россию.

В такой обстановке Абдул-Хамид дал согласие принять конституционный проект. Ему пришлось считаться с недовольством в стране и угрозой бунтов.

«Конституция Мидхата», принятая 23 декабря 1876 года провозгласила Турцию конституционной монархией. Было предусмотрено создание двухпалатного парламента. Султан пожизненно назначал членов Сената, палату депутатов избирали на основе высокого имущественного ценза. Все подданные, включая христианское население, объявлялись османами и равными перед законом. Турецкий оставался государственным языком, а ислам - государственной религией, что на практике закрепило неравенство нетурецких народов. За султаном сохранялась почти вся полнота власти. Он имел право назначать министров, объявлять войну, заключать мир, вводить военное положение и прекращать действие гражданских законов.

Замечание 3

Несмотря на ограниченность, данная конституция могла стать для Турции прогрессивным явлением, если бы проводилась в жизнь.

Однако спустя короткое время Абдул-Хамид перестал поощрять конституционное движение. Султану стали не нужны конституция и ее автор. Мидхат-паша был приговорен к смерти, а затем выслан за границу. Намык Кемаль и руководители новых османов оказались вновь сосланы.

Дата последнего обновления статьи: 14.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot