Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Восточное Средиземноморье во 2-й четверти – середине I тысячелетия до н. э.

Определение 1

Восточное Средиземноморье – это район, включавший в себя земли от предгорий Тавра до Египта.

Восточное Средиземноморье под властью Ассирии

В середине VIII века до н. э. завоевание Северной Сирии начали ассирийцы, усилившиеся при Тиглатпаласаре III. В 743–740 годах до н. э. ему покорились Северная Сирия и Финикия, а в 734–732 годах – Дамасское царство и большая часть Израиля, Филистию, затем остаток Израиля и Иудея.

Попытка израильтян после смерти ассирийского царя отложиться от Ассирийской державы привела к карательному походу (725–722 годы до н. э.) и полной аннексии Израильского царства с массовой депортацией населения. Оставшиеся израильтяне смешались с пригнанными на освободившиеся места ассирийскими подданными, образовав общность самаритян.

Отложившаяся от Ассирии в 704 году до н. э Иудея, была вновь покорена Синаххерибом в ходе карательного похода в 701 году до н. э. Отчаянное сопротивление Ассирии оказывали финикийцы: Тир восставал пять раз за сто лет. Подавление Синаххерибом второго восстания в 701 году до н. э. привело к отторжению от Тира остальных финикийских городов.

Замечание 1

Тиро-Сидонское царство перестало существовать.

Падение Ассирийской державы

Нашествие скифов на западные ассирийские владения в конце 630-х годов до н. э. уничтожило в регионе ассирийскую власть. Все территории восстановили независимость, чем больше всего воспользовались Тир, Египет и Иудея. Царь Иудеи Иосия (640–609 годы до н. э.) вернул стране свободу и присоединил все земли, входившие в царство Давида и Соломона. Египтяне подчинили Филистию и Сирию, откуда в 616 году до н. э. египетские войска направились помогать ассирийцам. Тир стал гегемоном Финикии. Тирские купцы в конце VII–начале VI века до н. э. проникли на восток Малой Азии, в Южную Аравию, вывозили из Испании серебро, и олово из Британии.

«Восточное Средиземноморье во 2-й четверти – середине I тысячелетия до н. э.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Иудея обрела самостоятельность и расширилась за счет ассирийских владений. В 622 году до н. э. в стране произошли революционные изменения. Царская власть, до того боровшаяся с «пророческим монотеизмом», приняла решение возглавить его. Объявлялось, что в иерусалимском храме случайно найдены древние законы, требующие централизации культа и единобожия. Под лозунгами «пророческого монотеизма» было истреблено жречество всех культов, кроме культа Яхве, и многие категории заклинателей. Все культы, кроме культа Яхве, запрещались.

Восточное Средиземноморье после гибели Ассирии превратилось в «яблоко раздора» между Вавилонией и Египтом. В 609 году до н. э. фараон Нехо II напал на Иудею, убил Иосию в битве при Мегиддо и заставил Иудею признать его власть. Дальнейшая борьба привела к гибели Иудеи в 587 году до н. э., разрушению храма Соломона и депортации иудеев, а также к утверждению над Восточным Средиземноморьем вавилонского владычества.

С распространением власти персов (539 год до н. э.) депортированные обрели возможность возвратиться на родину, а в V веке до н. э. Ахемениды санкционировали создание в округе Иерусалиме гражданско-храмовой автономии, построенной на жестком каноническом иудаизме. Руководители этой автономии получили от Ахеменидов право духовной власти над всеми желающими считаться иудеями.

Формирование догматического иудаизма

Достижением региона стало создание алфавитного письма. В городах Восточного Средиземноморья долгое время шли поиски письменности, подходящей для массового и быстрого ведения коммерческих записей. Уже в XV–XII веках до н. э. в Угарите употреблялся тридцатизначный клинописный алфавит. Более совершенной системой стал финикийский алфавит, впоследствии принятый греками и положивший начало современным алфавитам.

Для религии Палестины и Сирии характерны экстатические культы плодородия с умирающими, а затем воскресающими божествами. Для западных семитов была присуща концепция «берита» народа с его богом-покровителем.

Определение 2

«Берита» – это завет, особый договор.

Их соседи связь общины и бога-покровителя считали изначальной, в то время как западные семиты видели в ней результат сознательной сделки с богом, которую стороны могли пересмотреть.

Древнееврейская религия в не отличалась от прочих западносемитских верований. Яхве был верховным племенным богом, но также на государственном уровне почитали и прочих богов. Движение пророков привело к формированию иудаизма – догматического монотеизма. В учении пророков отношение к Богу носит личный характер и связывается с этикой (пророки осуждали закабаление бедноты, скупку земель и наживу богачей). В центре стоит Яхве, а первыми вероучителями пророки объявили героев преданий – Авраама и Моисея.

Если в предшествующие эпохи религиозные представления не претендовали на абсолютную истину, то иудаизм основывался на догмах – положениях, считающихся абсолютно истинными.

Древнееврейская литература известна в виде, сохраненном Писанием иудаизма – Танахом, сформировавшимся в VIII веке до н. э. По традиции в нем выделяют три раздела:

  • «Учение»;
  • «Пророки»;
  • «Писания».

«Пятикнижие», сложившееся в конце VII – середине V веках до н. э., излагает фрагменты общеизраильских преданий о сотворении мира, людей в целом и западносемитских племенных союзов в частности.

В раздел «Пророки» вошли произведения пророков VIII–VI веков до н. э. (Иеремии, Исайи, Иезекииля и др.) или приписывавшиеся им. К ним по концепции и времени примыкают «исторические книги» (Самуила, Царей, Иисуса Навина, Судей.), излагающие историю евреев XII–V веков до н. э. в рамках концепции их временного отпадения и возвращения к монотеизму (в действительности, повторяющиеся систематически дискредитации и возрождения жесткой догматической религии, невозможны ни для какого общества). Материалом для «исторических книг» послужили летописи и несохранившиеся эпические песни о деяниях предков. Некоторые по духу противоположны разработанной в деталях концепции Танаха. Дружинный эпос об Ахаве, прославляющий царя, ненавистного монотеистическим традициям, лежит в основе нескольких эпизодов Книги Царей.

Раздел «Писания» является собранием различных по времени и жанру произведений.

Дата последнего обновления статьи: 22.12.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot