Жан-Поль Марат (1743 — 1793) — политический деятель Великой французской революции, лидер якобинцев, радикальный журналист, врач.
Просветительская деятельность Марата
В 1774 году Маратом была опубликована первая политическая книга – «Цепи рабства». Выступив врагом деспотизма, проследив эволюцию его форм в истории общества, и выдвинув положительную программу эгалитаристского общественного устройства, Марат следовал за Руссо. Однако в конкретных вопросах Руссо остался далеко позади. Указав на связь деспотизма и богатства, Марат пришел к заключению, что противоречия между феодальным дворянством и либеральной буржуазией являются менее острыми по сравнению с противоречиями между бедными и богатыми. «Цепи рабства» стали удивительным пророчеством сложного пути Французской революции.
В 1780 г. Марат представил «План уголовного законодательства», в котором примкнул к школе криминалистов-филантропов. Высказавшись о правах низших классов в духе просветительной эпохи, Марат проводит мысль, что, пока есть нуждающиеся в насущном люди, никакой избыток не должен кому-либо принадлежать. Исходным пунктом рассуждений Марата являлся по-прежнему идеал Руссо.
В 1791 г. Марат создал собственный проект Декларации прав человека и Конституции. Этот объёмистый документ из 60 страниц существенно повлиял на конституцию 1793 г.
Главный принцип его конституции — главенство права на жизнь перед правом на собственность.
Естественное право должно ограничиваться общественным правом, которое защищает права всех членов общества. Эта защита обязана содержать исключение в том, чтобы закон предупреждал большое неравенство состояний, устанавливал предел, который они не могут переступать.
В 1789 г. Марат написал «Дар отечеству», «Список пороков английской конституции», составил проект конституционной монархии и начал издавать газету «Друг народа», выходившую под разными названиями до самого дня смерти Марата. Целью издания стало изобличение врагов народа, при этом Марат одинаково резко обрушивался как на королевскую семью и на министров, так и на членов национального собрания. «Друг народа» способствовал распространению среди парижан крайнего революционного фанатизма; его покупали нарасхват, популярность газеты выражалась и в многочисленных подделках под нее.
Борьба с жирондистами и террор
Ожесточённость тона газеты вызвала преследования Марата. Он был принуждён скрываться, не оставляя, впрочем, работы; один раз даже бежал в Англию — но гонения лишь дали больше энергии и сделали более свирепым: он заговорил о необходимости обновления общества путем принесения в жертву голов изменников. В конце 1791 года Марат переселился в Лондон и занялся составлением новой книги, однако уже в апреле 1792 года возвратился в Париж и взялся за издательство с удвоенной энергией.
Любопытна эволюция воззрений Марата относительно монархии и республики. Одним из очевидных черт в общеполитических взглядах и тактике Марата являлось нигилистское отношение к республиканской форме власти. Всю свою деятельность он упорно высказывался за сохранение монархической власти, при этом выступая против системы деспотизма. Однако в странном несоответствии с публично развиваемыми общими положениями в феврале 1791 г. Марат продолжал утверждать, что именно ограниченная монархия более всего пригодна для Франции и даже что Франции нужен именно действующий король, и народ должен благословлять небо, что оно дало его. В это время лозунгом Марата было не свержение монархии, а разгон Национального собрания. В июле 1791 года отношение его изменилось после расстрела возмущённых попыткой короля бежать демонстрантов. С этого момента Марат занимал позицию, уже популярную у масс, что свержение короля необходимо. После попытки Людовика бежать 10 августа 1792 года происходит восстание, которое уничтожило монархию. Король был арестован. В декабре 1792 года Людовика XVI предали суду Конвента. Много и громко призывавший к к расправе над тиранами Марат отказался принять предложение якобинцев покарать короля без суда. Он полагал, что необходимо провести судебный процесс с соблюдением формальностей. Конвент решил судить короля с соблюдением демократической и революционной процедуры. 14 января он прекращает прения и начинает голосовать по вопросам: виновность короля, обращение к народу и мера наказания. Марат добился, чтобы решение Конвента было поставлено на поимённое голосование. По вопросу о мере наказания королю 387 депутатов из 721 проголосовавшего отдали голос за смертную казнь.
Избранный в Национальный Конвент от Парижа, Марат возглавил якобинцев и стал мишенью жирондистских ораторов, которые настаивали на предании его суду за воззвание, в котором он заявил, что конвент в своих недрах заключает контрреволюцию. Несмотря на многочисленные возражения, 14 апреля 1793 года Марат был призван к суду за призывы к роспуску собрания и к «убийству и грабежам». В качестве доказательств служили выдержки из номеров его газеты. Через десять дней революционный трибунал оправдал его, после чего он был с триумфом приведён в Конвент.
Убийство Марата
Последние полтора месяца Марат страдал от тяжёлой болезни, почти не выходил из дома, публично не выступал и активно не участвовал в управлении страной и политической жизни, но тем не менее продолжал оставаться основным объектом ненависти жирондистов. В 1793 году он тяжело болел прогрессирующей кожной болезнью, которой заразился, когда лечил английских бродяг. Чтобы облегчить страдания, он постоянно сидел в ванне, там писал и принимал посетителей. 13 июля 1793 года Жан-Поль Марат прямо в ванной был заколот дворянкой Шарлоттой Корде, ярой поклонницей жирондистов. 16 июля с большим торжеством его тело было похоронено в саду клуба Кордельеров. 21 сентября 1794 года тело было перенесено в Пантеон, но 8 февраля 1795 года удалено оттуда и перезахоронено на кладбище у церкви Сент-Этьен-дю-Мон 26 февраля.