Театр переводится с греческого языка как «место для зрелищ», это искусство, показывающее жизнь людей через драматические действия в ходе актерской игры перед зрителями. Сегодня сложно представить современную культурную жизнь без театра, театральные представления прочно вошли в нашу жизнь и имеют много поклонников во всем мире.
Первые театры появились в Древней Греции и были важным фактором развития общества, с помощью них в народе распространялись религиозные и этические понятия, тем самым просвещая и объединяя разные слои населения.
Рисунок 1. Театр в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История театра
Появление театра историки относят к древним временам, искусство театра зародилось в ходе игрищ, которые устраивали охотники, – люди изображали животных и птиц, наряжались в шкуры зверей, украшали одежду перьями, такие представления устраивали перед началом охоты, по их поверьям это приносило удачу на охоте.
Со временем начинает интенсивно развиваться земледелие, появляются разные празднества связанный с сельским хозяйством, первым из таких праздников считается День урожая, который устраивали в честь бога виноделия – Диониса.
Священным центром древнего театра был находившийся в орхестре алтарь Диониса, он составлял главную часть театра и являлся центром связи с культом бога.
Во время Дионисий проходили шествия с музыкой и ряжеными, Дионису приносили в жертву козла, от этого произошло понятие «трагедия» что в переводе с греческого «песня козла», также во время гуляний нетрезвые шумные компании шли к алтарю Диониса, так появилось такое понятие как «комедия», где «комос» – шествие, а «одос» – пение.
Орхе́стра – в древнем театре, круглая или полукруглая площадка для выступлений актёров и музыкантов.
Самым большим театром в Афинах был театр Диониса, он был построен на юго-восточном склоне Акрополя, на участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя.
В древней Греции Акрополем называли верхнюю, возвышенную часть города.
Актёры в Афинах и других областях состояли в обществах, которые назывались «Дионисовскими мастерами», наибольшее развитие театральное искусство получило в Афинах с установлением демократии, в начале V века до н. э.
Архитектура и расположение театра
Все древние театры располагались под открытым небом, в основном их строили на склонах гор, театры были очень большие и вмещали несколько тысяч людей. Люди садились на каменные ступени, которые уходили высоко вверх. Перед зрителями открывался вид на «орхестру» и «скену» (сцену). Ступени были разделены вертикальными и горизонтальными проходами, образуя тем самым клинья. Первый ряд предназначался влиятельным персонам. Между сценой и зрителями пролегал ров с водой.
В архитектурном плане древнегреческий театр делится на два периода: классический и эллинистический.
- Классическим считается театр Диониса, он состоял их орхестры –площадки для выступлений актеров, в процессе археологических раскопок в 1895 году установили, что диаметр площадки был около 30 метров. Вначале зрители размещалась вокруг площадки, затем появляется театрон (зрительный зал), кроме орхестры он становится второй важной составляющей театра.
- Эллинистический период начинается в 4 веке до н.э., в это время был построен первый театр из мрамора, сиденья тоже делали из камня, а для богатых и важных персон делали специальные художественные сиденья. Переднюю стену орхестры занимали колонны. Сцену перестроили, актерам приходилось играть на помосте, который соединял колоннаду с передней стеной сцены. Высота его была примерно 3,5 метров над сценой. Театры этого периода вмещали около 17 тысяч человек.
В древности сценой называли место, где переодевались актеры, обычно она располагалась за орхестрой. Актеры, которые веселили зрителей и участвовали в спектаклях, были всегда ярко одеты, а на лицах их были одеты яркие большие маски, которые делали из дерева и гипса, выражения лиц на масках были разными.
Рисунок 2. Театр в Древней Греции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Трагедии и комедии
Как свидетельствуют древние источники, греческие трагедии уже в VI веке до н. э. были довольно развиты, потому что использовали наследие эпоса и лирики. Главная роль в трагедии отводилась хору. Известным трагиком того времени был Феспид.
Феспид – самый первый греческий трагический поэт.
Содержание комедий, так же, как и трагедий, включало в себя не только религиозную тематику, но и жизненные истории, которые постепенно начали доминировать над религиозными мотивами, а после стали единственными. Неизменным оставалось лишь одно – комедии, как и прежде, посвящали Дионису. В праздничных гуляниях, кроме песен, начали появляться не большие комические сценки, в которых актерами разыгрывались ситуации из обычной жизни (про врача и больного, про вора), также в комедию проникает политика и сатира, актеры поднимали политические темы.
Расцвет древнегреческого театрального искусства пришелся на времена творческой деятельности трагиков Еврипида, Софокла, Эсхила и Аристофана, именно их произведения дошли до наших дней, хотя были и другие авторы, но историкам удалось найти лишь отрывки произведений.
Изначально в действии играл только один актер, он же и исполнял все роли, но, со временем в представлениях стали участвовать сразу два актера, а позже и несколько актеров. Были и декорации, по сцене летали машины, и другие элементы древнего технического прогресса.
Как правило, действие было очень динамичным, перевоплощение актеров происходило очень быстро, актеры просто забегали за сцену и меняли маску заходили за сцену в раздевалки и меняли свои маски. Вещи и декорации театральных актеров располагались вокруг театра в специальных помещениях со специальными пристройками.
Древнегреческий театр стал основой для развития и становления театрального искусства в Европе, до сих пор соблюдаются основные идеи и принципы его архитектуры, герои греческих мифов получили новую жизнь в современных театральных постановках. Греческому театру принадлежит то, что сейчас называют сущностью этого вида искусства, - драматический диалог и участие живого актера.