Германия накануне Реформации
Тяжёлое экономическое положение большинства населения страны и засилье католической церкви в германских землях в начале XVI века привели к возникновению Реформации.
Реформация – это религиозное и политическое движение, ставившее главной целью проведение реформирования церкви согласно положениям главной священной книги – Библии.
Массовое недовольство верующих вызывали алчность и аморальное поведение многих церковных представителей. В большинстве европейских стран к этому времени происходит переход к централизованной системе управления. Усиление государственного аппарата приводило к ограничению произвола Папской курии. В раздробленной Германии составить оппозицию католической церкви смогли отдельные представители бюргерства, светские князья и народные проповедники. Требования к церкви сформулировали идеологи немецкой Реформации. Они сводились к необходимости проведения секуляризации церковных земель и простирались до достижения равенства между людьми. Поводом к выступлению послужило распространение продажи индульгенций.
Индульгенция – грамота, предоставляющая за деньги или за особые заслуги прощение любого греха.
«95 тезисов» Мартина Лютера
Начало Реформации в Германии связано с выступлением Мартина Лютера.
Мартин Лютер – католический богослов, переводчик Библии на немецкий язык. Годы жизни 1483-1546. Преподаватель Виттенбергского университета, выступивший против продажи индульгенций и положивший начало Реформации.
В 1517 году Папа римский активизировал продажу индульгенций. Прибывшие послы зазывали на рынках приобрести прощение грехов. Теолог Мартин Лютер, считая природу человека исконно греховной, написал ставшими впоследствии знаменитыми «95 тезисов против индульгенций». Для ознакомления с ними он прибил текст к дверям университетской церкви (так было принято в то время). Основной смыл сочинения сводился к тому, что без покаяния прощения грехов не происходит, это противоречит христианскому вероучению. При доказательстве своих выводов Лютер приводит три положений:
- спасение человека заключается в его вере;
- вера обретается милостью божьей, другого пути нет, не имеют значения какие-либо заслуги человека;
- главным критерием милости Божией является Священное Писание.
Лютер поставил под сомнение значение церкви как посредника между Богом и массой верующих. Поставив на пьедестал Священное Писание, богослов отрицал Священное Придание (решения Папы и соборов). За духовенством Лютер признавал роль наставницы людей, которая должна просвещать человека, разъяснять ему христианское учение и помогать соблюдать «смирение» в повседневной жизни. Для выполнения этих функций церковь должна реформироваться и стать истинно «евангелической». Перевод тезисов на немецкий язык с традиционной латыни привело к их широкому распространению.
В 1520 году Папа приказал Лютеру отречься от своих взглядов или он будет отлучён от церкви. К тому времени учёный выпустил новую книгу «К христианской знати немецкой знати», где заложил основы протестантского учения. Фраза Лютера «На этом я стою и не могу иначе!» показала непреклонность богослова.
Радикальные взгляды Томаса Мюнцера
Умеренность положений Лютера не устраивала крестьянство. Среди народа появился сторонник Реформации, который предлагал более радикальные преобразования церкви – Томас Мюнцер.
Томас Мюнцер – проповедник Реформации среди крестьянства. Годы жизни 1490-1525. Он отрицал греховность жизненного уклада и стремился добиться отмены феодальной зависимости крестьян
В «Статейном письме» были сформулированы требования, и отсутствовало стремление идти на какой-либо компромисс с властями. По мнению Мюнцера, Бог – это мир. Всё, что делает человек враждебного по отношению к другим людям – проявление безбожности. Он проповедовал построение общества без имущественного и социального неравенства, с отсутствием частной собственности. Реальных путей достижения своих возвышенных целей Мюнцер не видел. Его взгляды поддержали крестьяне, что привело к крестьянской войне.