Новое время — это период в истории человечества, расположенный между Средневековьем и Новейшим временем.
Государственная собственность на землю
Государство в восточных странах с древности обладало правом верховной собственности на землю. Оно следило, чтобы знать не становилась собственниками больших владений, так как это ослабляло центральную власть.
В Индии государство предоставляло земли в пользование знатному человеку на 10 лет, а он за это платил налог и содержал воинские отряды. Эти земли не передавались по наследству. Однако имелись наследственные владения князей.
В Китае в XVI веке земли делились на две части:
- «Народные»;
- Государственные.
Большинство государственных земель отдавалось в «вечное держание» крестьянам, за что они платили государству налоги. Государственные земли принадлежали членам императорского дома.
Основной земельный фонд в Японии находился в княжеской собственности, но центральная власть, укрепляя позиции, проводила политику перераспределения земельных владений путем конфискаций.
Деревенская община в государствах Востока в Новое время
Крестьяне в раннее Новое время жили в замкнутой сельской общине.
В Индии все должности и обязанности общинников передавались из поколения в поколение. Так община привязывала жителей к земле, так как лишь в родной общине они имели право делать то, чем занимались. Фактически за пределами деревни они становились бесправными. Община выступала как административная единица и использовалась для облегчения сбора налогов.
Сельская община в Китае состояла из 100 дворов. Во главе был староста. Община делилась на группы по 10 дворов. Староста и десятские несли ответственность за выполнение повинностей и сбор налогов. Действовал принцип круговой поруки.
Империя Великих Моголов в Индии
В 1526 году правитель Кабула Бабур вторгся в Индию и положил начало Могольской империи. Став императором, Бабур завершил распри, но умер, успев только заложить основы империи. При его преемниках империя Моголов расширяла владения.
Религией завоевателей был ислам, однако большая часть населения исповедовала индуизм. Правители-мусульмане в течение веков правили Индией, будучи представителями меньшинства, потому что их политика не отличалась от правления индусских князей.
Наивысшего расцвета империя достигла в правление падишаха Акбара (1556—1605), талантливого реформатора, стремившегося создать централизованное государство. Действуя силой и хитростью, Акбар увеличил территорию государства во много раз.
Акбар провёл налоговую реформу и реформу управления. Опираясь на чиновников, он сам вникал в государственные дела. Правитель на свою сторону привлёк крупных землевладельцев и торговцев, поощрял развитие торговли и ремёсел. Акбар заботился о состоянии оросительной системы, запретил обращать военнопленных в рабство. Акбар объявил о равноправии религий. Реформы Акбара укрепили империю Великих Моголов.
Его преемники не сумели продолжить создание сильного централизованного государства. В казну поступало всё меньше налогов, и моголы развязывали захватнические войны. Но с расширением территория империи слабела центральная власть.
С XVIII века власть падишахов стала символической. Провинции одна за другой отделялись. Императоры теряли реальную власть в пользу князей. Индия вернулась к фактическому состоянию раздробленности, что облегчало европейскую колонизацию.
Маньчжурское завоевание Китая
В начале XVII века династия Мин находилась в состоянии упадка. На территории Северо-Восточного Китая усилились маньчжуры, создавшие своё государство. Они начали совершать набеги на Китай.
В самом Китае происходили регулярные крупные восстания крестьян. Армия повстанцев даже вступила в Пекин. Династия Мин перестала существовать. Напуганные китайские феодалы сговорились с правителями маньчжуров и открыли маньчжурской коннице доступ в столицу. В июне 1644 года маньчжуры вошли в Пекин. В Китае утвердилась династия Цин, правившая до 1911 года.
Маньчжуры не растворились в местном населении (ибо были запрещены браки между китайцами и маньчжурами), а обеспечили для себя обособленное и привилегированное положение. Цинский Китай по форме правления был деспотией. Во главе государства был богдыхан – император, наделённый неограниченной властью. Династия Цин вела захватнические войны.
Во время Великих географических открытий на южном побережье Китая португальцы основали колонию Макао. В XVII—XVIII веках в китайских портах появляются английские и французские купцы. Однако вскоре маньчжурские власти начали ограничивать торговлю с иностранцами.
Правление сёгунов в Японии
В 1603 году Иэясу Токугава принял титул сёгуна. Сёгуны из рода Токугава в последующие 250 лет были полновластными правителями Японии. Двор Императора был вынужден склониться перед их могуществом.
Перемещая даймё на новые земли и конфискуя земельные участки непокорных, сёгуны укрепляли собственную власть.
Дайме – это крупные князья.
Императорская семья утратила реальную власть, ей не разрешалось иметь землю, а на содержание выделялся рисовый паёк.
При дворе императора постоянно пребывали чиновники, наблюдавшие за происходящим. Императору воздавались почести, однако подчёркивалось, что божественному монарху не к лицу «снисходить» до общения с подданными.
Сёгуны были богаты, так как получали до 25% государственных доходов. Чтобы подчинить и держать под контролем князей, Токугава ввёл систему заложничества. В качестве новой столицы он построил город Эдо и потребовал, чтобы все князья жили год в столице, а год — в княжестве. Уезжая из Эдо, князья оставляли при дворе сёгуна кого-нибудь из близких родственников в качестве заложников.
В XVII веке Токугава объявили государственной религией буддизм и каждую семью приписали к определенным храмам. Конфуцианство стало учением, регулирующим общественные отношения.
Правительство тщательно следило, чтобы критика сёгуна не попадала в печатные издания. Боясь свободомыслия, правительство преследовало народный театр кабуки, оно запретило женские и юношеские труппы, и с тех пор в театре кабуки играют мужчины. Самураям запрещалось посещать кабуки. Профессия актёра относилась к разряду презренных: им запрещалось покидать пределы театрального квартала, предписывалось носить одежду строго установленного образца.
С 1542 года японцы покупали огнестрельное оружие у португальцев. Затем в Японию прибыли испанцы, голландцы и англичане.
В 30-х годах XVII века правительство Токугава приняло меры для изоляции Японии. Специальными указами из страны высылались европейцы и запрещалось христианство.
«Закрытие» страны было вызвана желанием предотвратить вторжение европейцев и стремлением сохранить традиции и порядок жизни нетронутыми.