Марксистская политическая экономия — это направление в экономической теории, в основе которого лежит трудовая теория стоимости, которую Маркс расширил теорией прибавочной стоимости.
Направление является частью марксизма, его развивали Фридрих Энгельс, Роза Люксембург, Карл Каутский, Георгий Плеханов, Владимир Ленин. Некоторые положения Маркса подверглись пересмотру со стороны «ревизионистов» — Эдуарда Бернштейна, Михаила Туган-Барановского, Вернера Зомбарта.
Критика марксистской политэкономии
Многие историки и экономисты, анализировавшие работы Маркса в сфере экономики, считали невысокой научную значимость его трудов. По мнению американского экономиста Самуэльсона (1915-2009), лауреата премии по экономике памяти Нобеля, «с точки зрения вклада в теоретическую экономическую науку Маркса можно рассматривать как мелкого экономиста пост-рикардианской школы». Экономист из Франции Жак Аттали в работе «Карл Маркс: Мировой дух» пишет, что Джон Кейнс считал «Капитал» устаревшим учебником по экономике, ошибочным с экономической точки зрения, и лишенным практического применения в современном мире.
Симпатизировавший Марксу Аттали пропагандирует его учение, но считает, что Марксу не удалось доказать ключевые положения экономической теории: теорию прибавочной стоимости, трудовую теорию стоимости и «Закон понижения нормы прибыли» — хотя он и пытался сделать это, 20 лет изучая алгебру и собирая экономическую статистику. По мнению Аттали, эти важнейшие положения его теории остались гипотезами. Однако эти гипотезы представляли собой краеугольные камни не только политэкономии, но и классовой теории, а также критики капитализма: эксплуатация рабочих по Марксу заключается в том, что капиталисты присваивают созданную рабочими прибавочную стоимость.
В статье «Карл Маркс» Стэнфордской философской энциклопедии также говорится, что сделанные Марксом выводы о норме прибыли, на основе его теории прибавочной стоимости, «ошибочны эмпирически, и неприемлемы теоретически». Далее в статье содержится критика трудовой теории стоимости.
Маркс в «Капитале» подробно обосновывает, почему труд не следует считать товаром, что товар представляет собой рабочая сила, и что этот специфичный товар имеет для нужд производства принципиальные отличия от других товаров — все товары лишь переносят стоимость на конечный продукт, а «рабочая сила» не делает этого, но создает новую стоимость.
Критику теории трудовой стоимости можно найти в зарубежных учебниках по истории экономической мысли.
Некоторые авторы указывают на неясность, расплывчатость и неконкретность формулировок, которые похожи не на экономические, а на философские умозаключения (по образованию Маркс был философом и юристом). Жак Аттали полагает, что экономические постулаты (тезисы об отчуждении труда при капитализме, о фетишизации денег, о капитале как о высасывающем живой труд мертвом труде-вампире) Маркс выводил не из фактов или объективной реальности, а из личных комплексов и ощущений.
Маркс невысоко оценивал собственный вклад в экономическую науку, в отличие от вклада в сферу социальной теории.
Существует убеждение, что привнесенная Марксом часть марксистской политэкономии не представляет собой традиционную экономическую науку, а является самостоятельным философским ответвлением политической экономии.
Отношение к марксистской политэкономии в СССР
Учрежденный в 1956 году Институт мировой экономики и международных отношений смог, в рамках марксизма, внести вклад в пересмотр противоречивших фактам анахроничных представлений и идеологических догм в области политической экономии, таких как закон роста строения капитала (отношение постоянного капитала к переменному), всеобщий закон капиталистического накопления, закон относительного и абсолютного обнищания пролетариата, тенденция норм прибыли к понижению, непроизводительность труда в сфере услуг и торговли, закон преимущественного роста первого подразделения общественного производства, закон отставания развития сельского хозяйства от промышленности. Материалы для обновления марксизма исследователи ИМЭМО черпали из новых западных теорий, в том числе из институционализма.
В СССР изучение политической экономии являлось необходимой составляющей любого высшего образования. Рассматриваемая в качестве единственно верной отправной точки в изучении социально-экономических процессов, в методологическом разрезе политическая экономия подразделялась на «политэкономию социализма» и «политэкономию капитализма». Первая затрагивала специфические вопросы развития народного хозяйства и экономических отношений социалистических стран, вторая служила основой исследований производственных отношений в капиталистическом мире. Формулировалась главная целевая функция и пути ее реализации с упором на принципы планового развития. Основные положения марксистской политэкономии для экономистов, чиновников и населения СССР являлись неоспоримыми догмами, и учение марксизма-ленинизма, по словам Р. Медведева и Ж. Медведева, стало «светской формой религиозного сознания».
Политическое значение
Политическое влияние марксизма было огромно: марксизм доминировал на 1/3 территории планеты. Марксистская политэкономия стала экономической доктриной социализма, реализованного в СССР, в странах Восточной Европы, КНР, Индокитая, Монголии, на Кубе. В свою очередь изменения в строивших социализм странах подтолкнули трансформацию социально-экономического устройства капиталистических стран, улучшившую социальное положение их населения и развитие демократических институтов в этих странах.
С другой стороны, во всех социалистических странах марксистская экономическая наука превратилась в не отвечавшее реалиям догматическое учение.