Социальные нормы первобытного общества: сущность, источники, характерные черты
Жизнь первобытного общества (добывание пищи, брачно-семейные отношения, и др.) не была хаотичной и неуправляемой. Она регулировалась определёнными обычаями и традициями, в которых закреплялись обряды, ритуалы, табу и другие правила поведения членов первобытной общины в определённых жизненных ситуациях.
Социальные нормы первобытного общества – это совокупность правил поведения, которые устанавливались и обеспечивались родовыми общинами и племенами, и через посредство которых происходило регулирование общественных отношения в указанных социальных группах.
Источники социальных норм первобытного общества:
- ритуалы, церемонии, обряды;
- мифы;
- обычаи;
- агрокалендари.
Черты социальных норм первобытного общества:
- В социальных нормах, правах и обязанностях, правилах поведения, существовавших в первобытном обществе, отражались религиозные представления людей об окружающем мире;
- В основе социальных норм, правил поведения, прав и обязанностей лежала биологическая, физиологическая и половозрастная специфика человеческого организма;
- Информация о социальных нормах, правилах поведения, правах и обязанностях в первобытных сообществах содержалась в ритуалах, обрядах и мифах;
- Общественные отношения регулировались тремя основными способами: запрет, дозволение, обязывание, но поскольку между этими способами не было строгого разграничения, их принято называть мононормами;
- За нарушения запретов применялись примитивные и жестокие меры наказания (изгнание из сообщества, талион, кровная месть, забивание камнями);
- Социальные нормы, правила поведения, права и обязанности в первобытном обществе передавались словесным способом от поколения к поколению, а не фиксировались на материальных носителях информации.
Социальная эволюция человеческого общества насчитывает около 40 тыс. лет. Определенные правила человеческого общежития, социальное управление, нормативное регулирование возникли задолго до появления первых государств. Эти общественные феномены формировались в рамках естественно-исторического процесса и были обусловлены суровыми условиями существования человека, необходимы для сохранения форм его бытия.
Основной формой человеческого социума в то время была первобытная родовая община, представлявшая собой объединение людей на принципах кровного родства, совместной собственности на орудия труда и продукты деятельности и общего коллективного труда. Этими принципами определялись равенство членов общины и нераздельность их интересов. По своей природе управление родовой общине было естественным самоуправлением: органы власти (вожди, старейшины, собрание взрослых членов рода и др.) не были отчуждены от объекта управления.
Для системы нормативного регулирования первобытного общества присущи характеристики:
Естественно-природный характер, исторически обусловленный процесс формирования;
Действие на основе обычая;
Синкретичность (нерасчлененность) норм ритуальных, религиозных и первобытной морали;
Отсутствие предоставительно-обязывающего характера у предписаний мононорм, так как они были выражением необходимых условий жизнедеятельности человека;
Членом первобытной родовой общины просто не отделялись собственные интересы от интересов всей родовой организации;
Преимущественное доминирование запретов в форме табу.
Определение 2Табу – непререкаемый запрет, нарушение которого карается сверхъестественными силами.
Предполагается, что первое табу возникло на инцесты – кровнородственные браки, что и послужило одним из факторов выделения человека из животного мира.
Распространение социальных норм и правил поведения только на данный родовой коллектив;
Большая нормативно-регулятивная роль саг, былин, мифов, сказаний и прочих форм художественного общественного сознания;
Специфические санкции: осуждение нарушителя социальных норм со стороны коллектива общественное порицание или остракизм, в результате которого человек переставал быть частью коллектива, что практически являлось равносильным смерти.
Формирование права
Право подобно государству возникает в процессе естественно-исторического развития общества, в результате происходящих в общественном организме процессов. При этом о происхождении права существуют различные теоретические версии. Теория марксизма обстоятельно излагает одну из них: общественные разделения труда и рост производительных сил приводят к избыткам прибавочного продукта, что служит причиной формирования института частной собственности, и, как следствие, антагонистических классов, для господства одного из которых и необходимы государство и право. Таким образом, марксистская модель на первый план выдвигает политические причины возникновения права.
Современными авторами для объяснении генезиса права используется понятие неолитической (от слова "неолит" - новый каменный век) революции, которая датируется примерно VIII-III тысячелетиями до н. э. и смысл которой заключается в переходе от присваивающего типа хозяйства к производящему. Для удовлетворения потребностей производящего хозяйства и требуются правила по регулированию производства, распределению и обмену товаров, согласованию интересов разных социальных слоев, классовых противоречий, то есть установление общего порядка.
Процесс формирование права проявляется через:
- запись обычаев, становление обычного права;
- доведение текстов, содержащих обычное право, до всеобщего сведения;
- появление специальных протогосударственных органов, которые отвечали за наличие всеобщих справедливых правил, их официальное закрепление в ясных и доступных для всех формах, обеспечение их реализации.
В процессе санкционирования обычаев и создания судебных прецедентов особо важная роль игралась судебной деятельностью жрецов, верховных правителей, а также назначаемых ими лиц.
Таким образом, из социальных норм первобытного общества возникла принципиально на тот момент новая регулятивная система (право), которая отличается содержанием правил, способов воздействия на поведение людей, форм выражения, механизмами обеспечения.