В этногенезе населения древнейшего Лация участвовали древние туземцы и происшедшие от них латины, а также лигуры, сикулы, пеласги, лигии, троянцы и микенские греки. Позже в Лациум произошла миграция этрусков и сабинов. Этническая динамика стала фактором, обусловившим социальную структуру древнейшего Рима.
Родовые структуры раннего Рима
Проблема римского рода лежала в основе организации государства. Цицерон признаком родства считал ношение одного имени, происхождение от местных жителей, отсутствие в роду ущемленных в правах лиц и рабов. Это определение стало итогом юридической практики установления принадлежности к роду и к полноправному гражданству. Соответствие имени и рода принято исторической наукой. Исследователи отмечают многозначность понятия рода, его близость к понятию большой семьи и к понятию племени. Имеющаяся традиция фиксирует наличие отцовского рода, но материнский род был предшествующей формой, и следы его видны в римской традиции.
В наследовании имущества чаще всего речь идет о членах семьи, наследником мог быть и весь род. Род обладал религиозными функциями, родовые культы упоминаются Цицероном и Фестом, Дионисием Галикарнасским. Существуют упоминания суда рода над его членами и наличия общих мест погребения.
При рассмотрении характера общин отмечается наличие и родовой, и соседской общин. О собственности рода на землю говорят названия триб и курий.
Род мог быть военно-политической силой, что зафиксировано для царского и раннереспубликанского периодов на примере родов Фабиев, которые вели войну с Вейями, или Клавдиев, переселившихся в Рим, что изменило соотношение в борьбе Рима и сабинян.
Исследования римского рода показывают, что в царском и республиканском периодах род был основной ячейкой римского общества. Его члены были объединены общностью происхождения, общностью самоуправления и культа, коллективной собственностью на землю и ратным трудом. gens был совокупностью семей, которые наряду с родом были важнейшей единицей структуры общества.
Состав римской familia разработан И. Маяк. Исследовательница отметила структуру семьи: отец семейства (pater families), жена (mater familias), сыновья с потомством и дочери до выхода замуж. В семью входили жены сыновей, внуков и правнуков, клиенты и рабы. Власть отца оказывалась связующей функцией семьи, его почитание носило культовый характер. Основой существования семьи становится частная собственность на землю, полученную от рода, и совместный труд.
Обширность родовых и семейных связей вызвала дефиницию родства:
- Агнаты (глава семьи с женой и потомками, незамужние дочери);
- Когнаты (дяди, тети отца и их потомки, родственники, приобретаемые через браки сестер, дочерей, внучек, племянниц);
- gentiles.
Права агнатов на ранних этапах были сильнее, но когнатические связи были не менее важны. Сила семейного принципа слабела в ходе политического развития, но ее значимость оставалась даже в условиях императорского Рима.
Жесткость иерархии семейных связей была выражена в римской семье даже по сравнению с иными патриархальными обществами. Особенностью было то, что мужчина становился персоной sui iuris лишь после смерти отца, в случае эмансипации от рода или достижения высокой общественной должности, а для женщин статус «своего права» был недостижим. Однако власть отца не была жесткой, и не тяготила, а случаи ее жесткого применения сочетались с ответственностью и заботой.
Одна из сложнейших проблем — проблема римских курий и триб. Многие исследователи видят в куриях территориальные институты, другие - родовые группы, третьи комбинируют указанные мнения.
Большинство источников (от Цицерона до Павла Диакона) приписывают Ромулу деление на курии и трибы, что говорит о изначальности организаций. Курия может восприниматься как фратрия, хотя существует точка зрения, согласно которой курия была в отличие от фратрии мужским союзом.
Сведения о куриях говорят о наличии сакральных функций, мест для священнодействий, мест сбора, общности земли и выставлении определенного военного контингента. Структура трибы предстает близкой к структуре племени с общностью территории и органами управления.
Проблема происхождения социальных групп патрициев, плебеев и клиентов
Патриции были привилегированной и единственной полноправной категорией населения. Патрициями называли отцов семейств и сенаторов, членов коренного римского гражданства. Остается вопрос, относились ли к их числу все члены первоначального коллектива, или это была римская аристократия.
С.И. Ковалев выдвинул комплексную теорию происхождения патрициев и плебеев. На ранних этапах патрициями было первоначальное население, но к середине царского периода родовой коллектив «замыкается», и пришлое население становится плебеями или клиентами, так же, как часть старого населения попадает в плебс. В число патрициев стали принимать и знатные роды завоеванных городов и переселенцев. Последним примером принятия переселенцев в число патрициев был род Клавдиев.
Патриции обладали полнотой гражданских прав, основными частями которых были: право вступления в квиритский брак; имущественная правоспособность с правом обращаться в суд для защиты имущественных интересов; право пользования коллективной землей; право голоса в народном собрании; право быть избранным.
Второй группой, наиболее сложной для правового определения, были клиенты. Ряд исследователей (К. Нейман, Ю. Биндер, Эд. Мейер) видят в них зависимых людей, другие (Н. Рулан, И. Маяк) считают характер отношений между патронами и клиентами более сложным.
Клиенты упоминаются уже в ранние периоды, их важнейшим признаком является почитание патронов как отцов и, следовательно, на них распространялись все принципы семейных отношений, включая отцовскую власть. Клиенты занимались производительным трудом (земледелие, ремесло, пастушество), получали от патрона инвентарь, имели земельную собственность, служили в отрядах патрона, оказывали патронам в затруднительных обстоятельствах помощь. Функцией патрона была правовая и социальная защита клиента. Клиент принадлежал к роду как младший представитель, носил родовое имя и участвовал в культах.
Происхождение клиентов было различным: обедневшие члены патрицианских родов, изгои, чужаки, представители римского народа, не вошедшие в патрициат. В политическом плане часть клиентов была полноправными гражданами, но личная зависимость делала их неполноправными.
Плебеи представляли собой пришлое население Рима. Они напоминали афинских метеков, но вскоре составили большинство населения.
Плебеи были лично свободны, имели двухюгеровый участок и могли арендовать землю, но находились вне родового патрицианского коллектива, не имели политических прав, а браки с патрициями запрещались. Часть плебеев становятся клиентами, но большинство представляли, по сути, клиентов государства.
Родовая организация римского общества стоит у истоков государственной организации. Трансформация родоплеменного общества происходила в конце царского периода, но сила родовой структуры консервативного земледельческого общества впоследствии проявилась в господстве аристократии, влиянии родовой политики на политическую жизнь, устойчивости общинной собственности на землю и института клиентелы.