Социально-политическая борьба в период между Пуническими войнами – это ряд общественно-государственных мероприятий, проведенных в Римской Республике и направленных на усиление роли демократических слоев населения в управлении государством, а также на ослабление нобилитета.
Причины социально-политических реформ в римском обществе в период между Пуническими войнами
В Риме период между двумя Пуническими войнами был ознаменован подъемом демократического движения. В этом проявилась историческая закономерность, требующая максимальной мобилизации всех сил народа перед решительным столкновением. Однако в Риме были и особые причины, вызвавшие рост демократических требований. Войну выиграл народ, которому она стоила очень дорого, но взамен ничего не дала (например, в Сицилию не была выведена ни одна колония). В то же время в ходе войны обнаружились крупные недостатки правительственного механизма Рима. Знакомство с другими странами, приобретенное во время походов, близкое соприкосновение с карфагенской и греческой культурами, расширило кругозор италийских крестьян и повысило их политическую требовательность. В результате создания флота в разы увеличился контингент вовлеченных в войну лиц, а ими стали наименее обеспеченные слои населения Италии.
Таким образом, можно выделить следующие причины проведения реформ в Риме в межвоенный период:
- Необходимость максимальной консолидации общества накануне второй Пунической войны;
- Отсутствие реальных приобретений народа в результате второй Пунической войны;
- Обостренные первой Пунической войной проблемы государственного управления Римской республикой;
- Повышение роли наименее обеспеченных слоев населения в военном деле ввиду создания флота.
Реформа центуриатных комиций
К сожалению, нам плохо известна внутренняя история Рима в период 241-218 годов до н.э., и о многом мы можем лишь догадываться. Сразу после окончания первой Пунической войны, в 241 году до н.э., были реформированы центуриатные комиции. Целью реформ было положить конец полному преобладанию первого имущественного класса и всадников, чем отличались старые центуриатные комиции. Реформа была основана на соединении территориального и цензового принципов. К этому времени количество триб достигло 35. Всадники, ремесленники и пролетарии сохранили число центурий независимо от триб. Центурии остальных имущественных разрядов были равномерно распределены по 5 классам и 35 трибам, так что теперь каждый класс в каждой трибе имел 2 центурии: центурию «старших» и центурию «младших». Таким образом, в каждой трибе было 10 центурий, а каждый класс в общей сложности получил по 70 центурий. Всего стало 373 центурии.
Преимущество новой системы заключалось в том, что абсолютное большинство составляли 187 центурий, и при равенстве количества центурий в каждом классе вопрос разрешался голосами средних имущественных классов.
Вместе с тем новая система сохраняла существенный недостаток старой —в центуриях количество людей продолжало быть неодинаковым. Во-первых, центурии «старших» имели меньше людей, чем центурии «младших»; во-вторых, центурии густонаселенных городских и пригородных триб имели больше людей, чем центурии слабонаселенных триб. Так как все центурии как голосующие единицы приравнивались друг другу, то голос одного человека в разных центуриях имел разную силу в зависимости от возраста и местности, где он жил: жители малонаселенных районов и люди старшего возраста были в более привилегированном положении.
В любом случае реформа 241 года до н.э. при всех недостатках стала шагом к демократизации центуриатных комиций.
Принятие закона Клавдия
На период 222-218 годов приходится еще одно важнейшее мероприятие, смысл которого понимается лишь на фоне большого демократического движения, в ситуации борьбы между римским нобилитетом и поднимавшими голову демократическими слоями. Это закон Клавдия, получивший такое название по имени народного трибуна Гая Клавдия, предложившего его в народном собрании без согласия сената. Содействие Клавдию оказал Гай Фламиний, бывший вождем римской демократии в 30-х и 20-х годах III века до н.э. По словам Ливия закон требовал, чтобы сенаторы или их сыновья не владели морскими кораблями вместимостью больше трехсот амфор. Эту вместимость законодатель посчитал достаточной для привоза в город из деревни необходимых предметов потребления. Торговля признавалась для сенаторов недопустимой и «безусловно позорной».
Сенат – это орган высшей государственной власти в Республиканском Риме, состоящий из старейшин патрицианских родов, бывших магистратов и других наиболее влиятельных людей республики.
Закон Клавдия ограничивал сенаторам возможности ведения крупной морской торговли. Для его обхода приходилось прибегать к различным ухищрениям, в частности к использованию подставных лиц. Возможно, закон при проведении мотивировался соображениями престижа сенаторского кресла. Однако это не меняет существа: закон Клавдия был направлен против нобилитета, и сенат недаром отнесся к нему отрицательно.
По-видимому, главным образом он был проведен в интересах всадников, которым было жизненно важно отстранить нобилитет от участия в торговых операциях. Вероятно, этот закон стал результатом соглашения между плебейско-крестьянской демократией и формирующимся всадничеством.
Всадники – это одна из привилегированных групп граждан Республиканского Рима, в дальнейшем превратившаяся в особое сословие — финансовую аристократию, материальной базой которой служило владение крупными денежными средствами и движимым имуществом.