Скифы после покорения Передней Азии жили на ее территории около 90 лет. Вернувшиеся в Северное Причерноморье скифы отличались от своих предков, которые вторглись в Азию, как по составу, так и своей культурой.
Скифы тесно взаимодействовали с древневосточными цивилизациями, которые оказали на них серьезное влияние. Особенно это влияние заметно в части внешних, материальных элементов.
Соседями скифов в то время были: к югу от Дуная — фракийцы, в Карпатах — агафирсы, на Правобережном Полесье — неври, на Левобережном Полисси — меланхлены, на восток за Доном — савроматы, в Среднем и Верхнем Подонье — будины и гелоны, а в горном Крыму — тавры.
Поселения
Скифские кочевые группы жили в степи. Жилищами служили юрты и кибитки. Постоянные скифские поселения появляются лишь в конце V – начале IV вв. до н. э. Для них характерны круглые и четырехугольные землянки.
Самым крупным скифским поселением было Каменское городище. Его общая площадь составляла 1200 га. Почти со всех сторон оно было защищено водными преградами.
Жилища – землянки и наземные дома – имели форму овала или четырехугольника.
Городища служили центром ремесла. В то время особенно активно развивалась черная металлургия.
В условиях степных пространств главным и определяющим укладом жизни населения было кочевое скотоводство. Скифы разводили преимущественно лошадей и овец
Социальная структура
Скифское общество было очень сложным по своей социальной структуре. Его верхушку составляли сами скифы. Другие племена были зависимыми от них. Страну возглавляли цари (сначала их было трое, а потом – один) и родовые старейшины.
Скифские цари почитали Геракла, для них он был настоящим богом. А так как считалось, что они вели свое происхождение от него, то царская власть считалась божественной.Цари выполняли несколько функций: жреческие, судебные, а также функции верховного главнокомандующего.
Сначала (до IV в. до н.э.) власть царя ограничивал «совет скифов». Это было народное собрание, члены которого имели право смещать царей и выбирать новых.
Помимо того к верхам скифского общества относились царские дружинники и жрецы. Все остальное население делилось на тех, кто владел повозкой, запряженной парой волов, и самых бедных, которые ее не имели.
Положение женщин в скифском обществе
Женщины в скифском обществе занимали особое положение. В античных источниках говорится о том, что скифянки вели довольно замкнутый образ жизни. В основном они занимались домашними делами. Скифы были многоженцами. Старшая жена занимала привилегированное положение. Самое незавидно положение занимали наложницы.
Также античные авторы описывают войны, в которых немалую роль играли женщины. Так, когда персидский царь Кир Великий воевал с саками и взял их царя Амфора в плен, жена последнего по имени Аморга Спаретра собрала армию в 300 тыс. мужчин и 200 тыс. женщин, разбила персов и освободила мужа.
Вооруженные копьями женщины составляли большую часть армии царицы Тиргитао, решившей выступить против своего мужа Гекатея.
Купцы и путешественники часто описывали воинские женские подразделения скифов. Так появились легенды об амазонках.
Религия
Верховным богом скифов был Папай. Он отождествлялся с небом. Его супругой была Апия, богиня земли и воды, она считалась прародительницей скифов. Хранительницей домашнего очага была богиня Табити.
Бог войны у скифов, судя по всему, также был богом грозы и атмосферных явлений. В источниках нет упоминания его имени, но, возможно, его называли Ваю или Вей.
Артимпаса считалась богиней любви и плодородия. Это божество изображали в виде в виде царицы зверей.
Памятники скифской культуры
Важнейшие сведения о скифской археологической культуре дают погребения и погребально-поминальные комплексы.
Большая часть погребения скифской культуры находятся под земляными курганами. Обычно их величина зависела от социального статуса умершего. Захоронения обычно совершались в прямоугольных или квадратных ямах с деревянным перекрытием, в катакомбах, иногда в деревянных гробницах и каменных склепах.
В погребениях часто находят подстилки, ложа, циновки или носилки из органических материалов.
Своей величиной и богатством поражают степные курганы. По высоте они делились на шесть категорий, в соответствии с социальной иерархией скифского общества. Так, курганы, принадлежавшие скифским царям и членам их семей, достигали в высоту 14-21 метра. А самые крупные из них - Солоха, Чертомлык, Огуз, Александропольский курган – достигают в высоту 18-21 м, и более 100 метров в диаметре.
Погребальный инвентарь обычно включает предметы вооружения, узду, украшения, сосуды, пищу.
Искусство
Особенностями изобразительного искусства скифов являются геометрические и растительные мотивы, а также зооморфные и антропоморфные образы.
Прикладное зооморфное искусство скифской культуры представляет собой локальный вариант скифо-сибирского звериного стиля. Его образы встречаются на элементах одежды, вооружении, конском снаряжении.