Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Система преподавания в средневековых университетах

Определение 1

Университет — это учебная корпорация в Средние века.

Эволюция тривиума и квадривиума в университетский курс

Дэвид Ласкомб полагал, что в течение XII века в Европе шла ломка системы высшего образования, в первую очередь философского. Это связано с переоткрытием Аристотеля, с институционными переменами, и изучением естественных дисциплин в интерпретации еврейских и арабских учёных. Античный тривиум сохранил свои дисциплины в изменённом виде, а квадривиум прекратил существование.

В 1230-е годы в Оксфорде и Париже риторика воспринималась в качестве дополнения к грамматике, а грамматика в значительной степени была основана на логике. До начала XIII века в Падуе и Болонье риторика продолжала доминировать. Это объяснялось спецификой среды, в которой существовали университеты: до XIV века Кембриджский, Парижский и Оксфордский университеты в первую очередь были теологическими центрами, которые имели монополию на преподавание богословия, всемерно поддерживавшуюся папством. Даже управляемый церковью Саламанкский университет не имел теологической направленности. Университет в Тулузе был основан в ознаменование победы над ересью катаров в 1229 году, но папа Бенедикт XII в 1335 году запретил преподавать богословие и присуждать степени по этой дисциплине. Расположенный в папских владениях Авиньонский университет только в 1413 году получил право иметь богословский факультет. Для поступления на теологический факультет требовалось окончить курс свободных искусств (лишь нищенствующим орденам было разрешено проходить его в своих школах). По этой причине курс тривиума на артистическом факультете Парижского университета носил философский характер с преобладанием логики; философия при этом делилась на три раздела — естественный, практический, метафизический. Первый преобладал и в Оксфорде. Кроме того церковные власти относились с подозрением к античным языческим авторам, которые читались на артистических факультетах.

Университеты Испании и Италии специализировались на праве, а медики в Падуе и Болонье вообще не имели необходимости проходить факультет искусств. Артистические факультеты южноевропейских университетов отводили огромную роль риторике как предмету, необходимому для юристов, а естественные науки медикам были необходимы больше, чем логика, грамматика и метафизика.

Учебные пособия

До XIV века корпус текстов, доступный школярам, магистрам, профессорам ограничивался латинскими рукописями, независимых арабских или греческих источников было мало. Оставшееся от античности включало римских классиков и энциклопедические своды Поздней Античности (Исидора Севильского, Боэция и других). Обучение на артистических факультетах (подготовительных и дающих общее знание), начиналось с грамматики, представлявшей формы языка, от которых зависело выражение всех разделов свободных искусств.

До начала XII века основными пособиями являлись Ars minor и Ars major авторства Элия Доната и работа Присциана Institutiones grammaticae. Они были востребованы даже после появления стихотворного «Доктринала» Александра из Вильдьё и Graecismus Эберхарда Бетюнского. Грамматики Доната отдельно преподавались в Оксфорде и Париже. Присциан способствовал росту популярности Вергилия, так как разбирал зачин «Энеиды» и в целях иллюстраций приводил классические тексты на латыни. Тексты Присциана предписывались программами и статутами Оксфорда до XVI века. Риторику «терпели» в Испании и Италии, ссылаясь на De doctrina christiana Августина.

«Система преподавания в средневековых университетах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Риторика считалась вспомогательным средством для теологов и юристов, дающим навыки выступлений на публике и позволяющим вести убедительные проповеди.

Переоткрытие Аристотеля на новый уровень подняло преподавание логики. В 1125—1150 годах Иоанном Венецианским с греческого языка были переведены труды Философа. Более востребованными были выполненные Боэцием переводы. Парижские схоласты осуществили успешный синтез грамматики и логики.

Равным образом, в Италии (Монте-Кассино, Салерно, Сицилия) и в Испании в XII веке начался процесс освоения греческой культуры, как в переводе с оригиналов, так и в арабских переводах с греческого и комментариев. Наиболее ранние переводы «О душе», «Физики», «Новой логики» и IV книги «Метафизики» выполнены Иоанном Венецианским с греческого языка, а «Этику» Роберт Гроссетест перевёл только в XIII веке. Переводы «Поэтики» и «Политики» выполнил в 1260—1270-е годы Вильем из Мёрбеке. Парижский университет ввел на артистическом факультете в программу «Первоосновы теологии» Прокла, переведённые Герардом Кремонским с арабского перевода.

Особенно масштабным корпус переводных текстов был на медицинских факультетах, где известная традиция приписывала Гиппократу и Галену более 40 текстов. В латинском переводе был доступен «Канон врачебной науки» Авиценны (галеновский по направленности), «Хирургия» Альбуказеса и трактат Гали-Аббаса. В XIV веке корпус трудов Галена пополнился текстом De usu partium, переведённым с греческого, однако главные анатомические трактаты Галена не были переведены на латынь до XVI века. Арабские тексты ценились за конкретные рекомендации. В них демонстрировался высокий уровень фармакологии. Сложным оставался вопрос медицинской терминологии, поэтому в странах Южной Европе были созданы медицинские арабско-латинские словари синонимов.

Учебный год. Принципы преподавания

Средневековые университеты не имели чётко обозначенных рамок учебного года. Начало занятий в Болонье приурочивалось ко дню Св. Луки (18 октября), а конец приходился на конец августа. В Париже занятия начинались 14 сентября (день Воздвижения Креста Господня), но фактически начинались 1 октября (день Св. Ремигия), а дата Пасхи определяла циклы ординарных и экстраординарных лекций. Официальных каникул не было, но академическая активность в Париже обычно снижалась с июля до сентября.

Несмотря на разнообразие уставов, сходны были принципы преподавания. По утрам читались ординарные лекции, когда профессор вслух зачитывал текст изучаемой книги, выделял проблему и разбивал её на вопросы. На послеполуденных экстраординарных лекциях, другой преподаватель (им мог быть бакалавр) растолковывал утреннюю лекцию или разбирал специальные вопросы. Важнейшим навыком считалось умение выделять проблему и вести полемику.

Ординарные диспуты проводились еженедельно, а диспуты «о чём угодно» были популярным событием, привлекая публику. Диспуты организовывались по правилам кодекса чести: магистр-судья избирал тему и открывал дискуссию, затем в соответствии со старшинством высказывались участники. Публика занимала сторону «респондентов» и «оппонентов». Результаты и победители диспута оглашались перед занятиями следующего дня. В XIV веке претендующие на степень магистра бакалавры-теологи должны были обязательно пройти кводлибет перед однокашниками, от вопросов которых не могли уклоняться. Воспрещалось отвечать по сделанным заранее записям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot