Ленд-лиз — это государственная программа, в соответствии с которой США во время Второй мировой войны поставляли союзникам технику, боевые припасы, продовольствие, лекарства и медицинское оборудование, стратегическое сырьё. Основными клиентами были страны Британского содружества и СССР.
Программа ленд-лиза
Концепция программы давала президенту США полномочия помогать любым странам, оборона которых признавалась для его страны жизненно важной. Законом о ленд-лизе, принятом Конгрессом 11 марта 1941 года, предусматривались условия:
- имущество, переданное в рамках программы и оставшееся после войны пригодным для использования в гражданских целях, будет полностью или частично оплачено на основе предоставленных США беспроцентных долгосрочных займов;
- в случае заинтересованности со стороны США не разрушенные техника и оборудование после войны должны быть им возвращены.
Первоначально в программу вошли страны Британской Империи и Китай. В ноябре 1941 года к программе присоединился СССР, а в конце войны все союзники США являлись её участниками. В 1942 году Соединенные Штаты Америки подписали с Великобританией, Новой Зеландией, Австралией и «Свободной Францией» новое соглашение – «Обратный» ленд-лиз. Уже союзники предоставляли США товары, транспортные услуги, обслуживание и военные базы.
21 августа 1945 года президент США Трумэн объявил о завершении программы ленд-лиза, но Китай Великобритания и Китай продолжили получать товары на основе кредитов и наличных расчётов.
В послевоенный период роль ленд-лиза имеет различные оценки. В советской историографии значимость поставок умалялась, а союзники зачастую их преувеличивали.
Объёмы поставок
Продукция на общую сумму в 50,1 млрд долларов была отправлена десяткам стран. Основными их получателями стали:
- Великобритания;
- СССР;
- Франция;
- Китайская Республика.
Послевоенные выплаты полученные США, составляли 7,8 млрд долларов, из которых 6,8 млрд долларов было получено от Британского Содружества и 0,7 млрд долларов — от Советского Союза. Встречный ленд-лиз из СССР в США составлял всего 2,2 млн долларов.
Канада также имела аналогичную американской программу ленд-лиза, в рамках которой товары на сумму 4,7 млрд долларов поставлялись в Великобританию и СССР.
К концу 1941 года суммарный ВВП Великобритании и СССР соотносился с ВВП Германии и её союзников и сателлитов как 1:1. Это обуславливалось тем, что Великобритания к тому моменту была истощена блокадой и в краткосрочной перспективе существенно помочь СССР не могла. В это время Великобритания проигрывала в битве за Атлантику, что было чревато коллапсом для экономики, целиком зависящей от внешней торговли, и угрозой осуществления её оккупации.
В 1942 году ВВП СССР в результате оккупации значительных территорий снизился по сравнению с довоенным уровнем на треть, при этом почти 78 млн из 200 млн человек населения и мощнейшие промышленные центры оставались на оккупированных территориях или под блокадой и рядом с линией фронта.
Так к 1942 году Великобритания и СССР уступали Германии и по общему ВВП (0,9 : 1) и по населению (учитывая советские потери вследствие немецкой оккупации). В этой ситуации правительству США стала очевидна необходимость срочного оказания обеим странам военно-технической помощи. Более того, именно США были единственной в мире страной, обладавшей производственными мощностями, которых было достаточно для оказания поддержки в сжатые сроки, чтобы повлиять на ход военных действий в 1942 году.
В 1941 году США продолжали наращивать помощь Великобритании, а 1 октября 1941 года президент Рузвельт одобрил включение в программу ленд-лиза СССР.
Значение ленд-лиза
Ленд-лиз, вместе с нарастающей помощью Англии в битве за Атлантику, стал критическим фактором, который вовлёк США в войну на европейском фронте. Гитлер, объявляя войну США 11 декабря 1941 года, упомянул эти факторы как ключевые во время принятия решения вступить в войну.
Надо отметить, что после тяжёлого начала войны и с появлением необходимости выиграть время для перебазирования военной промышленности вглубь СССР ленд-лиз сначала преимущественно был в виде поставок военной техники и оборудования – самолётов, бронетехники, судов, автомобилей, миллионов тонн авиационного топлива, снарядов для орудий, патронов, автомобильных покрышек, запчастей для автомобилей, танков, самолётов тому подобного. С 1943 года, когда промышленность развернулась на новых базах в полной мере, но были исчерпаны продрезервы, а руководство стран-союзников перестало сомневаться в способностях СССР вести долговременную войну, в СССР начали ввозить промышленное оборудование, стратегические материалы и продукты.
Ограничения в поставках вооружения касались поставок тяжёлых бомбардировщиков. Союзники уклонялись от поставок четырёхмоторных бомбардировщиков со значительной бомбовой нагрузкой и большим радиусом действия. Очевидно, союзники видели в доступе СССР к такому вооружению угрозу в послевоенное время. Без сомнения, это работало против достижения скорой победы над Германией. Советский Союз имел ограниченные силы дальней бомбардировочной авиации и не мог восполнять потери. Также носили секретный характер исследования по созданию атомного оружия.
За исключением меньших встречных поставок, ввиду того, что потерянные поставки не подлежали возмещению, ленд-лиз был в итоге оплачен получателями в малых долях и с большой отсрочкой. Однако не следует недооценивать важность «ответного ленд-лиза». Например, ценным для США оказалось решение СССР дать доступ союзнику к технологии производства пороха для системы залпового огня. СССР имел значительное преимущество в разработке этого вида оружия. Хотя решение о передаче технологии производства порохов для СЗО было для СССР вынужденным, оно позволило наладить производство порохов в США. Таким образом США сумели разрешить важную задачу быстрого обеспечения армии этим оружием, имевшим в условиях Второй мировой войны огромное значение.