Основные направления развития культуры
В культуре Скандинавских стран в $XVI$-первой половине $XVII$ века наблюдалось два направления:
- крестьянское, проникнутое самобытностью и древнейшими традициями дофеодального времени (довольно быстро исчезло в Дании);
- дворянско-бюргерское, основанное на влияние иностранных государств.
Дошедшими до наших дней ценностями крестьянской традиции является деревянная архитектура и резьба по дереву. Народные песни, сказки и саги составляют основу устного народного творчества. Основным хранителем национального языка в Исландии и Финляндии стало крестьянство, в Норвегии оно единственное из сословий продолжало говорить на языке своей народности.
Культура дворянства и бюргерства сильно отличалась от крестьянской культуры. Эти социальные группы были ясно связаны с королевскими дворами европейских государств и их городами. Выходцы из-за границы постоянно пополняли состав важнейших феодальных сословий. Так, на улицах Гётеборга преобладала голландская речь, а на улицах Бергена часто звучала немецкая речь. Именно поэтому итальянские живописцы и французские градостроители, голландские учёные и немецкие богословы оставили заметные следы в духовном развитии народов Скандинавских стран в $XVI- XVII$ веков.
Развитие культуры в Дании и Швеции
Культурное развитие Дании в $XVI- XVII$ веках опережало другие Скандинавские страны. Датские учёные анатом Каспар Бартолин Старший и астроном Тихо Браге получили европейскую известность. Бартолин Старший описал работу обонятельного нерва. Тихо Браге вывел законы движения планет. Архитектура Дании отразила расцвет дворянской монархии. Великолепие дворцов и замков, возведённых при Кристиане IV, вошло в историю как датское Возрождение.
Литературные произведения на национальном языке не получили мирового признания, но составляют важную часть скандинавской культуры. На национальные языки переводилась Библия, что способствовало формированию национальных языков. В Дании и Швеции в $XVII$ веке распространяются религиозные стихи протестантизма, появляется поэзия с гуманистическими идеями. Это стимулирует изучение родной истории и языка. Историк Андерс Ведель составил сборник из более 100 датских баллад, перевёл на датский язык историю Саксона Грамматика, чем пробудил интерес к чтению и изучению родной истории.
Шведский писатель Олаус Петри написал «Шведскую хронику», в которой описал историю страны. Для литераторов того времени характерно преувеличение роли Швеции, что является следствием былого «великодержавия» страны.
Скандинавская поэзия оставалась в основном придворной. Она строилась по классическим формам. К середине $XVII$ века появляется шведская светская лирика и историческая драма. «Золотой век» дворянства выразился в строительстве задний с тиле барокко. Художники и композиторы Швеции находились при королевском дворе, и, соответственно, были либо иностранцами, либо находились под сильным иностранным влиянием. Французский рационалист Декарт жил долгое время при дворе королевы Кристины и был её постоянным собеседником (Кристина считалась образованнейшей женщиной того времени).
Норвежская культура
Упадок Норвегии сказался на развитии норвежской культуры. Для примера: в Дании и Швеции университеты были открыты в $XV$ веке, в Норвегии – только в $XIX$ веке. Живопись норвежского народа оставалась церковной. Архитекторы могли использовать для строительства зданий в основном только дерево. Норвежские гуманисты издавали исторические и литературные труды. Первые норвежские учёные писали на латыни, например историк Клауссен и его сочинение «Описание Норвегии». Первые поэты также сочиняли на латинском языке. Поэтому можно говорить, что истинно норвежской национальной культуры ещё не сложилось. Не было национальной культуры у финнов исландцев.
Перерастание средневековых народностей и формирование буржуазных наций проходил только в Дании и Швеции. Остальные скандинавские народы не были политически независимыми и отставали в своём развитии.