Салическая правда – это свод законов, разработанный франками между V и VI веками. Кодекс был написан на латыни и состоял из заимствований из римского права, в основном касающихся уголовного права и штрафов, поскольку цель Салической правды – положить конец фейде (частной мести) путем наложения денежного штрафа и установления, среди прочего, правил, которым надлежит следовать в вопросах наследования.
История создания Салической правды
Текст Салической правды не является монолитным, потому что вплоть до Карла Великого он неоднократно перерабатывался. Сейчас насчитывается семьдесят рукописей Салической правды, но ни одна из них не относится к временам династии Меровингов.
Разработка Салической правды стала результатом устного договора, заключенного в 350-353 гг. между летесами и немецко-римскими офицерами, по которому родственники отказались от мести в пользу штрафов. Подобно соглашению между германским народом и его лидерами, это был компромисс между языческими обычаями франкских летесов в рамках системы мести и потребностями римского общественного строя. Салическая правда была написана по просьбе неизвестного первого франкского короля.
В процессе разработки Салической правды выделяют три основных этапа:
- при Меровингах: сначала передававший устно сборник законов был записан на латыни по просьбе первого короля франков. Первая письменная версия закона называлась «pactuslegal salicæ» «пакт закона Салика» и состояла из 65 глав. В начале текста было указано, что четыре великих царства франков: Арогаст, Висогаст, Виндогаст и Салегаст, записали содержание этого закона после трех встреч, проведенных в деревнях Видохейм, Ратим и Салехейм, расположенных на другой стороне Рейна. Салическая правда была завершена при Хильдеберте I и дополнена при Хильдеберте II. Эта первая версия законов включала в себя отдельные слова и даже целые предложения на старофранкском языке; термины, использованные в письменной версии, и применяемые принципы указывают на заимствования как из римского права, так и из германской традиции;
- при Пепине Коротком «закон Салика» был пересмотрен в 763 и 764 годах и назван «Lex salica»;
- при Карле Великом вскоре после 800 г. была обнародована последняя версия закона, известная как «Lex salica carolina». Эта версия была переработана и сформулирована в более последовательной форме аббатом Лу де Феррьером по просьбе Эврара де Фриуля, зятя Людовика Благочестивого. Германский перевод был выполнен в монастыре Фульда. Другие версии закона были разработаны до середины IX века: каждый раз Салическая правда была расширена, изменена и адаптирована к новым обстоятельствам, поэтому трудно точно датировать определенные статьи сборника.
Сборник законов Карла Великого увеличил количество статей Закона с шестидесяти пяти до ста.
В то время как первые переводы были сосредоточены в основном на частном праве, природа политических прав была подчеркнута в более поздних изданиях. Таким образом, можно увидеть постепенную замену кровной мести вергельдом – системой, в которой наказание определяется штрафом, наложенным королевской властью. В V веке, во время правления королей династии Меровингов, Правда утверждала отсутствие любой власти, кроме их собственной и тем самым закрепляла их контроль над обществом. В этом отношении закон Салика обеспечил переход от ранних германских структур к средневековой королевской власти.
Характеристика Салической правды
Салическая правда – один из старейших и богатейших источников по истории социально-экономических и правовых институтов древних германцев, которые в течение V-VI веков столкнулись с упадком древнего общества и создали новую социальную систему в Западной Европе. Салические институты истины отличаются переходным характером:
- закон все еще признает рабов, но они больше не играют решающей роли в экономике;
- полусвободные литы исключаются из сообщества, но они обязаны платить квитр и выполнять работу;
- ряд стандартов в соответствии с немецкими обычаями сохраняет привилегированное положение женщин, но во многих вопросах решение принимает семейный круг,
- брак, который бывшие немцы могли расторгнуть по мотивированной просьбе жены, здесь под влиянием христианства уже имеет характер нерасторжимого союза, возможность распада которого не предвидится.
Статьи Салической правды охватывают широкий круг вопросов. Но основная часть ее статей посвящена размеру вергельда. Статьи о преступлениях предписывают, среди прочего, размер штрафов, которые виновная сторона платит потерпевшей. Прежде всего, подробно описывается денежная компенсация, которая устанавливает точно для каждого причиненного ущерба (убийство, нанесение увечий, кража) сумму выплаты компенсации потерпевшей стороне: введение в случае убийства сурового наказания, называемого вергельдом, было предназначено для предотвращения продолжения круговорота частной мести (фейда) и представляло римскую идею о том, что правосудие находится в публичной сфере.
Вергельд, изначально представлявший собой материальный выкуп за убийство человека во избежание родственной вражды, привел к двойным последствиям для семей жертвы и убийцы: право получить вергельд с одной стороны и ответственность за выплату вергельда – с другой. Согласно Салической правде действовал следующий принцип разделения вергельда между ближайшими и дальними родственниками убитого родственника:
- одну половину получали сыновья,
- другую половину – ближайшие родственники по отцовской и материнской линии, а при их отсутствии эта половина шла не сыновьям, а в казну.
Салическая правда, носившая консолидирующий характер, оказывала влияние не только на законодательство Франкской империи до ее краха, но и на правовую систему некоторых народов. В варварских правдах рипуарских франков, аламанов, баварцев и других германских народов можно найти большое количество правил, обычаев и институтов, заимствованных из Салической правды. Карл Великий взял Салическую правду за основу для своих законодательных реформ.